Четверг, 17 августа
20.00 — телеканал
РЕН ТВ
(повтор —
пятница, 18 августа, 14.00)
ВРЕМЯ ВЕДЬМ (Season of the Witch)
США. 2010 (выпуск 2011). 95 минут. Цветной. Английский.
Язык оригинала: Английский.
Хоррор-фэнтези по оригинальной идее
Браги Шута.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Хорошо (5 из 7)
Бывают силы настолько дьявольские, что даже аду с ними не совладать.
Большое сверхъестественное приключение начинается.
В январе обратись к силам зла.
И ад распахнётся.
Весь ад вырвется на свободу.
В этом январе устрой немного ада.
В этом январе проснутся силы тьмы.
Не все души можно спасти.
Проснутся силы тьмы.
Воинам предстоит жестокая битва с такими духами зла, которых они не могли себе представить даже в самых ужасных кошмарах...
Этой зимой армии сойдутся в битве, королевства падут, и герой бросит вызов преисподней.
Мода на кинофэнтези, возрождённая "Властелином Колец", продолжает вызывать к жизни всё новые творения в этом специфическом жанре. И между помпезными, но всё более удручающими экранизациями детских сказок про шкафы и палочки разной степени волшебности нет-нет да и выползет из тьмы что-нибудь этакое мрачное и страшное — а стало быть, достойное внимания.
Итак, нас вновь ждёт Средневековье — мрачные времена крестовых походов, ведьм и инквизиции. Два непобедимых рыцаря-крестоносца, Беймен и его друг Фелсон, не пожелав по воле Церкви проливать кровь невинных людей, дезертируют из крестового похода и возвращаются в Европу. Но Церковь не прощает отступников просто так — и теперь у друзей только один шанс получить прощение: сопроводить отца Дебельзака, который по поручению умирающего от чумы кардинала Д'Амбруаза должен доставить в далёкое аббатство на суд бедную девушку, обвиняемую в колдовстве и навлечении эпидемии.
К команде примыкают лукавый проводник Хагамар, суровый воин Экхарт и юный церковный служка Кай, мечтающий стать рыцарем. Беймен, страдающий от чувства вины, не верит в виновность девушки и готов всячески защищать её от неправедного суда. Но что если за миловидным личиком и умоляющими глазами действительно прячется исчадие ада, не знающее жалости на пути к своей чудовищной цели?..
Вот научил же Питер Джексон, как надо снимать фэнтези! Если честно, не сказать, что фильм — шедевр... Но как минимум — снят на достойном уровне! Экшн-режиссёр Доминик Сена, заваливший свой дебют на поле триллеров "Белая мгла", неожиданно оказался на высоте на стыке средневекового фэнтези и мистического хоррора: фильм приятно порадовал захватывающим сюжетом, стильной картинкой и мастерски выстроенной мрачной атмосферой. И хотя "уши" "Властелина Колец" нет-нет да и выглянут из-за роскошных пейзажей Австрии, Венгрии и Хорватии, где проходили натурные съёмки, но как я уже говорил — это не самые худшие "уши"!
Отличный дуэт составили благообразно-романтичный Николас Кейдж и безобразно-брутальный Рон Перлман — их Беймен и Фелсон напоминают этаких земных Леголаса и Гимли, удачно дополняющих друг друга и в бою, и на экране. Другие актёры тоже не отстают — даже незначительные герои являют собой яркие и объёмные образы. Лично меня порадовало появление Стивена Грэма, запомнившегося по роли молодого Аля Капоне в сериале "Подпольная империя". Хорош и Ульрих Томсен, имеющий внешность скандинавской версии Стинга и довольно неожиданную развязку сюжетной линии своего героя. А уж когда в финале вылазит главная бяка — реально ощущается огненное дыханье преисподней... Так что те, кто оценил "Соломона Кейна", — не пропустите!
Заявленный бюджет фильма —
$40,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$91,627,228.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$24,827,228.
Кассовые сборы в кинопрокате России —
$11,103,789.
Производство —
"Атлас Энтертэйнмент"" и
"Релативити Медиа".
Заказчик —
"Релативити Медиа".
Права —
"Сизн Оф Дзе Уитч Дистрибьюшн".
Натурные съёмки —
замок Бург Крёйценштейн (Леобендорф, Нижняя Австрия, Австрия),
коммуна Гольдег (округ Санкт-Йохан-Понгау, земля Зальцбург, Австрия),
озеро Зеевальдзее и
коммуна Санкт-Коломан (округ Тенненгау, земля Зальцбург, Австрия),
Инсбрук (земля Тироль, Австрия),
Мертвые горы (земля Штирия, Австрия),
озеро Траунзее (область Зальцкаммергут, Австрия),
Добогоко (Пилиссенткерест, Пешт, Будапешт, Венгрия),
Соскут (Пешт, Будапешт, Венгрия),
Пула и
мыс Каменяк (полуостров Истрия, Хорватия).
Дополнительные съёмки —
Шривпорт (штат Луизиана, США).
Павильонные съёмки — студии
"Корда" (Этек, Венгрия) и
"Мафильм" (Будапешт, Венгрия).
Премьера:
4 января 2011 (Нью-Йорк-Сити, штат Нью-Йорк, США).
Художники-концептуалисты —
Рэйнер Сток и
Рикардо Контрерас.
Постановщики трюков —
Том Стразерс и
Дейв Джадж.
Постановщик трюков (Венгрия) —
Домонкош Парданьи.
Фехтование —
Кевин Маккарди.
Специалист по оружию —
Бела Гайдош.
Дрессировщик —
Золтан Хоркаи.
Трюковые дублёры:
Владимир Фурдик (Бемен),
Ян Петрина (Фелсон),
Домонкош Парданьи (Дебельзак),
Роман Янкович (Кай),
Эрика Шираки (Девушка),
Гаспар Шабо (Экхарт),
Акош Ленкей (Хагамар).
Монахи-мертвецы:
Йожеф Ковалик,
Ференц Береш,
Балаж Лендьель и
Геза Ковач.
Визуальные эффекты — студия
"ЮПП".
Продюсер визуальных эффектов —
Вит Комжи.
Супервайзер визуальных эффектов —
Виктор Мюллер.
Координаторы визуальных эффектов —
Бара Барова и
Катерина Попелова.
Эпизоды с демоном-ведьмой — студия
"Типпетт": старший супервайзер визуальных эффектов —
Блэр Кларк.
Дополнительные визуальные эффекты — студия
"Килт".
Супервайзер специальных эффектов —
Пол Стивенсон.
Координатор специальных эффектов —
Сильвия Парош.
Супервайзер-пиротехник —
Дюла Краснянский.
Кукловод —
Рикардо Контрерас.
Пластический грим —
Иван Похарнок.
Стилист по прическам и гриму —
Эйлин Ситон.
Грим —
Каталин Якотс.
Грим и прически Николаса Кейджа —
Илона Герман.
Прически и грим (пролог) —
Никола Мэтьюс.
Костюмы —
Карло Поджоли.
Художник —
Ули Ганиш.
Декоратор —
Моника Роттмайер.
Оператор —
Амир Мокри.
Монтаж —
Марк Хелфрич,
Дэн Циммерман и
Боб Дакси.
Дополнительные съёмки в Шривпорте:
производственная компания —
"Сайн Продакшнс";
режиссёр —
Бретт Ратнер (без указания в титрах);
режиссёр 2-й группы (Шривпорт) —
Марк Хелфрич;
режиссёр 2-й группы (Крестовые походы) —
Вик Армстронг;
оператор —
Данте Спинотти;
художник —
Эд Верро;
декоратор —
Кейт Салливан;
грим —
Аллан Эпоун;
специальные гримэффекты —
Джеймс Ролан;
координатор специальных эффектов —
Пол Стивенсон;
супервайзер визуальных эффектов —
Адам Хауард;
супервайзер/консультант визуальных эффектов —
Джон Бруно;
супервайзер визуальных эффектов (студия
"Типпетт") —
Блэр Кларк;
постановщик трюков (начальный и финальный эпизоды битв) —
Энди Армстронг;
постановщик схваток —
Дейв Моризот.
Композитор —
Атли Орварссон.
Вокальные соло —
Торхильдур Орварсдоттир и
Азам Али.
Электровиолончель —
Мартин Тиллман.
Ручная перкуссия —
Сатнам Рамготра.
Исполнительные продюсеры —
Райан Кавана,
Стив Александр,
Такер Тули,
Алан Джи Глейзер и
Том Карновский.
Продюсеры —
Чарльз Роувен и
Алекс Гартнер.
Сценарист —
Браги Шут.
Режиссёр —
Доминик Сена.
В главной роли —
Николас Кейдж (Беймен фон Бляйбрук).
В ролях:
Рон Перлман (Фелсон),
Стивен Кэмпбелл Мур (Дебельзак),
Клэр Фой (Девушка),
Стивен Гpэм (Хагамар),
Ульрих Томсен (Йоганн Экхарт),
Робеpт Шиэн (Кай фон Волленбарт) и
Кpистофеp Ли (кардинал Д'Амбруаз).
В фильме также снимались:
Кевин Рис (умирающий монах),
Эндрю Хефлер (начальник тюрьмы),
Фернанда Дороги (старуха (Живодон)),
Ребека Кеннеди (турецкая крестьянка),
Мэтт Девере (вооруженный сержант),
Роберт Банлаки (мальчик в ливрее),
Барна Иллис (священник у кардинала),
Симона Кирби (акушерка),
Элен Рис (крестьянка),
Ник Сиди (священник),
Рори Макканн (командир солдат),
Никола Слоун (старая дева),
Ада Мишель Лоридэнс (Мила),
Лиса Мэри Дюпре (девушка в таверне),
Дердели Горпачи,
Ласло Имре,
Норберт Ковач и
Жольт Мадьяри (солдаты).
Озвучание:
Кевин Киллебрю (голос демона).
Дубляж — студия
"МОСФИЛЬМ-мастер".
Режиссер дубляжа —
Леонид Белозорович.
Роли дублировали:
Александр Рахленко (Беймен фон Бляйбрук),
Александр Новиков (Фелсон),
Петр Тобилевич (кардинал Д'Амбруаз),
Владимир Антоник (гроссмейстер),
Денис Беспалый (Дебельзак),
Ольга Голованова (Девушка),
Леонид Белозорович (Хагамар),
Никита Прозоровский (Йоганн Экхарт),
Диомид Виноградов (Кай фон Волленбарт),
Валерий Сторожик (священник) и другие.
Камео
Известный телевизионный актер
Бриан Ф. О'Бирн — в роли гроссмейстера (без указания в титрах).
Посвящение
Фильм посвящен памяти друга и ассистента актера Николаса Кейджа —
Майкла Дэвисона (1960–2009), погибшего в автокатастрофе 6 сентября 2009 года.
Номинации
2 номинации на антипремию
"Золотая малина" (США): худший актёр (
Николас Кейдж, также за фильмы
"Сумасшедшая езда" и
"Что скрывает ложь" — "уступил" Адаму Сандлеру за фильмы
"Джек и Джилл" ("Такие разные близнецы") и
"Притворись моей женой") и худший экранный дуэт (
Николас Кейдж и любой из его экранных партнёров в любом из его трёх фильмов 2011 года — "уступил" Адаму Сандлеру и либо Кейти Холмс, либо Алю Пачино, либо Адаму Сандлеру за фильм
"Джек и Джилл").
Интересные факты
Оригинальный сценарий
Браги Шута был написан ещё в 2000 году и первоначально куплен студией
"Метро-Голдвин-Майер". Однако тогда фильм так и не был запущен в производство, сценарий перешёл от "МГМ" к студии
"Коламбия Пикчерс" и лишь затем попал на студию
"Релативити Медиа", где наконец был реализован.
Для
Николаса Кейджа роль Беймена стала первым опытом в жанре фэнтези.
В фильме верно отражён тот исторический факт, что женщин, признанных ведьмами, на самом деле далеко не всегда сжигали на кострах — вопреки распространённому заблуждению, существовали и другие виды казней для ведьм.
Первые кадры фильма снимались на горе Лоусар, в красивейшем месте выше уровня облаков. Все, кто впоследствии отсматривал отснятые кадры в монтажной, говорили, что зрители наверняка решат, что этот потрясающий ландшафт нарисован на компьютере, так как он слишком красив, чтобы быть настоящим.
Странного вида люди в белых балахонах и странных масках с "клювами" у постели умирающего от чумы кардинала — это врачи того времени. Жутковатые "птичьи" маски — это одни из первых примитивных защитных устройств. Такие маски использовались во времена Средневековья, чтобы избежать заражения чумой, которая, как считалась, передаётся через "миазмы", то есть воздушным путём. "Клювы" заполнялись пропитанными уксусом губками, сушёными цветами, эфирными маслами, чесноком, благовониями и специями. Помимо "птичьих" масок, чумные врачи носили длинные плащи до самых щиколоток, длинные перчатки до локтей, а также особые широкополые шляпы, которые отличали докторов. В фильме мы можем видеть всё это одеяние — за исключением шляп, вместо которых на врачах надеты белые капюшоны.
Продюсеры намеренно выбрали зимнее время для съёмок фильма, так как хотели по возможности более реалистично показать трудный путь героев через опасные места в опасные времена, не желая искусственно создавать это посредством "киноволшебства". И погода в местах съёмок оказалась вполне готова к сотрудничеству, показав всё: проливной дождь, пронизывающую изморозь, густой снег и непролазную слякоть!
Чтобы снять эпизод погони волков за героями, создатели фильма обратились к известному венгерскому дрессировщику
Золтану Хоркаи. В съёмках приняли участие семь живых волков, каждый из которых должен был выполнять на экране определенный набор действий.
Большая часть съёмок прошла на натуре, в живописных локациях, найденных в Австрии, Венгрии и Хорватии. Лишь несколько дней были заняты съёмками на фоне зелёных экранов.
Основные съёмки были закончены к апрелю 2009 года. Период постпроизводства продлился почти год.
Тест-просмотры черновой версии фильма не произвели впечатления на продюсеров, и те решили отодвинуть дату релиза, первоначально запланированную на март 2010 года.
Чтобы улучшить фильм, продюсеры решили добавить в начало эпизоды масштабных битв. Для этого были организованы дополнительные съёмки, которые начались в сентябре 2010 года.
С целью экономии времени и средств было решено не выезжать на натуру, а отснять все эпизоды битв в Шривпорте (штат Луизиана, США) на фоне зелёных экранов.
Оператором-постановщиком дополнительных съёмок стал известный оператор
Данте Спинотти (
"Последний из могикан" (1992),
"Схватка" (1995),
"Секреты Лос-Анджелеса" (1997, номинация на премию "Оскар"),
"Инсайдер" ("Свой человек") (1999, номинация на премию "Оскар"),
"Красный дракон" (2002) и др.).
Постановщиком дополнительных съёмок был нанят известный режиссёр
Бретт Ратнер (
"Чaс пик" (1998),
"Чaс пик-2" (2001),
"Красный дракон" (2002),
"Чaс пик-3" (2007),
"Геркулес" ("Геракл") (2014) и др.).
Придя в проект, Бретт Ратнер привёл с собой своего постоянного монтажёра
Марка Хелфрича, который не только смонтировал материал дополнительных съёмки, но и отредактировал основную часть фильма, существенно её сократив.
Имя Бретта Ратнера, в отличие от Марка Хелфрича, в титрах фильма не указано.
Хотя в конце фильма выясняется, что героиню
Клэр Фой зовут Анна, в титрах она указана как Девушка.
Интересные цитаты и реминисценции
В начале фильма фигурируют реальные географические объекты: австрийский город Филлах, залив Эдремит в Турции, город Триполи в Ливане, турецкий остров Гёчкеада (Имроз), замок Артах в Сирии, античный город Смирна, герцогство Штирия.
Фильм содержит ряд визуальных и тематических реминисценций к легендарной картине
Ингмара Бергмана "Седьмая печать" (1957).
Сюжетно фильм перекликается с культовой комедией
Терри Гильяма и
Терри Джонса "Монти Пайтон и священный Грааль" (1975): в обоих фильмах рыцари отправляются в путь со священной миссией, встречают девушку, обвиняемую в колдовстве, проходят через чумную деревню, видят процессию бичующих себя монахов и пересекают обветшавший мост через глубокое ущелье.
Моровая болезнь, фигурирующая в сюжете, именуется в фильме бубонной чумой (
the plague). Однако показанные в картине симптомы скорее характерны не для чумы, а для геморрагической лихорадки Эбола — той самой, эпидемией которой в 2014 году был озабочен весь мир. В 2001 году учёные
Сьюзен Скотт и
Кристофер Дункан выдвинули альтернативную теорию, согласно которой печально знаменитые в истории эпидемии Чёрной чумы в Европе на самом деле были эпидемиями лихорадки Эбола. Возбудитель этой болезни — вирус Эбола, открытый в 1976 году и названный по наименованию реки в Заире, в районе которой он был впервые выделен. Уровень летальности лихорадки Эбола очень высок и в некоторых вспышках достигал 90%. 8 августа 2014 года Всемирная организация здравоохранения признала лихорадку Эбола угрозой мирового масштаба. Надёжной вакцины от лихорадки Эбола не существует до сих пор.
Название зловещего Вормвудского леса (
Wormwood forest) содержит реминисценцию к библейскому символу — полыни (
wormwood по-английски означает "полынь"). В Ветхом Завете горькая трава полынь является символом наказаний Господних и олицетворяет безмерную горечь суда Божьего над ослушниками. В Новом Завете, в книге
"Откровения Иоанна Богослова", имеется знаменитое пророчество о звезде Полыни — господней каре, которая производит эффект, сходный с моровой болезнью: "Третий ангел вострубил, и упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику, и пала на третью часть рек и на источники вод. Имя сей звезде «полынь»; и третья часть вод сделалась полынью, и многие из людей умерли от вод, потому что они стали горьки" (
"Откровение Иоанна Богослова", глава 8, стихи 10-11).
Фраза священника: "Нам нужно больше святой воды" (
We're gonna need more holy water) — это иронический перифраз знаменитой реплики из фильма
Стивена Спилберга "Пасть" ("Челюсти") (1975): "Вам нужна лодка побольше" (
You're gonna need a bigger boat).
Интересные ошибки и неточности
Местом первой битвы в начале фильма указан залив Эдремит — при этом действие происходит в песчаной пустыне! Даже если считать, что речь идёт не о заливе, а о некоем месте поблизости от него, реальный залив Эдремит относится к Эгейскому морю, и его побережье имеет умеренный морской климат и вовсе не является пустыней. Возможно, данное несоответствие навеяно аналогией с распространённым названием войн в Персидском заливе, сухопутные военные действия которых действительно велись в пустыне.
В начале фильма фигурируют названия действительно имевших место исторических военных событий: осада Триполи, битва за остров Имроз, битва при Артахе, битва за Смирну. Однако указанные в фильме года не соответствуют историческим реалиям: даты были существенно сдвинуты во времени, чтобы соответствовать не эпохе крестовых походов, а временам Чёрной смерти — печально знаменитой пандемии бубонной чумы, опустошившей Азию и Европу в 1346–53 годах.
На самом деле осад Триполи во времена крестовых походов было три: в 1102–09, 1271 и 1289 годах (в фильме указан 1334 год).
Битва при Артахе произошла в 1105 году (в фильме указан 1339 год).
Единственная дата, соответствующая указанному историческому событию, — это дата битвы за Смирну: 1344 год. Однако крестовый поход на Смирну, предпринятый в 1343–48 годах усилиями Венеции, Родоса и Кипра, не имеет отношения к эпохе крестовых походов на Восток, закончившейся в 1291 году.
Что же касается битв за остров Имброз (Гёчкеаду), то их было две. И хотя это действительно были сражения с турками, оба они произошли, мягко говоря, значительно позже эпохи крестовых походов — в 1717 и в 1918 годах. При этом обе битвы за остров Имроз были морскими сражениями, а не сухопутными.
Ошибкой является и титр "Побережье Штирии": герцогство Штирия не имело выхода к морю.
Сражаясь с Каем и желая дать юному противнику фору, правша Фелсон весь бой держит меч в левой руке. Беймен останавливает бой в тот момент, когда Фелсон приставляет острие к груди Кая, по-прежнему держа меч левой рукой. После слов Беймена "Возможно, ты нам пригодишься" кадр меняется — и Фелсон держит меч уже правой рукой.
После преодоления моста Беймен дезинфицирует раненную руку священника, поливая её алкоголем из фляги. Это является анахронизмом, так как принципы антисептики были неизвестны в Европе XIV века.
Отредактировано: Эрик, 15 Август 2017 - 05:05:55