Четверг, 1 июня
23.15 — телеканал
ТВ3
ИНТЕРВЬЮ С ВАМПИРОМ: ВАМПИРСКИЕ ХРОНИКИ (Interview with the Vampire: The Vampire Chronicles)
США. 1994. 123 минуты. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Вампирская хоррор-драма по роману
Энн Райс "Интервью с вампиром", открывающему культовый цикл
"Вампирские хроники", две книги которого легли в основу мюзикла
Элтона Джона и
Берни Топина "Лестат".
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
Испей от меня и живи вечно.
Испей моей крови и живи вечно.
Действие фильма pетpоспективно pазвоpачивается на пpотяжении нескольких столетий. В центре незаурядного и прихотливого сюжета — история Луи де Пуант-дю-Лака, которую он сам рассказывает совpеменному жуpналисту. Интервьюер узнает, что его странный собеседник — вампиp, истоpия котоpого началась в 1791 году, когда молодой американский плантатор, потеряв во время эпидемии жену с ребенком, возжелал собственной смерти. Но его проводником за грань, откуда нет возврата, стал не пьяный картежник и не заурядный грабитель, а изысканный и аристократичный вампир Лестат де Лионкур. Однако, став вампиром, Луи не обрел желанного покоя — ибо, превратившись в живого мертвеца, он так и не смог разучиться сострадать и любить...
Потpясающе кpасивая, щемящая и печальная картина, за вампирским антуражем которой явственно просматриваются вполне человеческие проблемы людских взаимоотношений и одиночества человека в мире людей.
Заявленный бюджет фильма —
$50,000,000 (по другим данным —
$60,000,000).
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$223,664,608.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$105,264,608.
Производство —
"Джиффен Пикчерc".
Заказчик —
"Уорнер Бразерс Пикчерс".
Права —
"Джиффен Филм Компани".
Съемочный период:
18 октября 1993 — 15 марта 1994.
Натурные съемки —
Нью-Орлеан,
Дестрехан,
Шривпорт и
Вэкери (штат Луизиана, США),
Сан-Франциско (штат Калифорния, США),
Ричмонд (графство Суррей, Англия),
Лондон (Англия),
Париж (Франция).
Павильонные съемки — студия
"Пайнвуд" (Айвер-Хет, графство Бэкингемшир, Англия).
Премьера:
11 ноября 1994 (США).
Постановка трюков —
Грег Пауэлл.
Супервайзер визуальных эффектов и режиссер 2-й группы —
Роб Легато.
Визуальные эффекты — студия
"Диджитал Домен" (Венеция, штат Калифорния):
продюсер визуальных эффектов —
Питер Такеути;
координатор визуальных эффектов —
Кэри Томас;
оператор —
Роб Легато;
супервайзер пиротехники —
Джо Вискосил.
Дизайн и изготовление макетов — студия
"Стетсон Визьюэл Сервисез, Инк.".
Макет Неаполя — студия
"Эффектс Ассошиэйтс Лимитед".
Супервайзер лонжевых эффектов —
Стив Кроули.
Координатор лонжевых эффектов —
Боб Харман.
Супервайзер специальных эффектов —
Ив де Боно.
Специальные эффекты с контактными линзами — студия
"Бодитек".
Консультант по контактным линзам —
Джонатан Гординг, доктор оптометрии.
Вампирские когти —
Джули Вудс.
Вампирские гримы и эффекты — студия
Стэна Уинстона:
дизайнеры и координаторы вампирских гримов —
Джон Розенгрант и
Шейн Мэхан;
художники-концептуалисты —
Майлз Тивенс и
Марк "Крэш" Маккрири;
дизайн механики вампирских эффектов —
Ричард Лэндон и
Альфред Суза;
дизайн автоматики превращения Лестата —
Тим Морделья,
Алан Скотт и
Рич Хоген.
Супервайзер грима, наложение грима Лестата —
Мишель Бёрк.
Художники по гриму —
Кэрол Шварц,
Ник Дудман,
Сара Монзани и
Мораг Росс.
Костюмы —
Сэнди Пауэлл.
Художник —
Данте Ферретти.
Декоратор —
Франческа Ло Скьяво.
Оператор —
Филипп Руссло.
Монтаж —
Мик Одсли и
Джок ван Вийк.
Композитор —
Эллиот Гольденталь.
"Симпатия к дьяволу" (Sympathy for the Devil): музыка и стихи —
Мик Джаггер и
Кит Ричардс, исполнение — группа
"Ганз-н-Роузис".
"Терпсихора" (Terpsichore): музыка —
Георг Фридрих Гендель, адаптация —
Джордж Фентон, исполнение — оркестр
"Королевский консорт".
"Концерт для арфы си-бемоль" (Harp Concerto in B Flat): музыка —
Георг Фридрих Гендель, адаптация —
Джордж Фентон, исполнение — оркестр
"Королевский консорт".
"Соната фа-диез" (Sonata in F Sharp): музыка —
Антонио Солер, адаптация —
Джордж Фентон, исполнение —
Джоанна Лич.
"Соната ми-бемоль, адажио и кантабиле" (Sonata in E Flat Adagio E Cantabile): музыка —
Йозеф Гайдн, адаптация —
Джордж Фентон, исполнение —
Джоанна Лич.
Хореограф Театра вампиров —
Миша Бержез.
Музыкальный супервайзер —
Джордж Фентон.
Продюсеры —
Дэвид Джиффен и
Стивен Вулли.
Сценарист —
Энн Райс.
Режиссер —
Нил Джордан.
В главных ролях:
Том Круз (Лестат де Лионкур),
Брэд Питт (Луи де Пуант-дю-Лак),
Антонио Бандерас (Арман),
Стивен Ри (Сантьяго) и
Кристиан Слейтер (Дэниел Мэллой).
В ролях:
Киpстен Дунст (Клодия),
Домициана Джоpдано (Мадлен),
Тэнди Ньютон (Иветта),
Индpа Ове (нью-орлеанская шлюха),
Лоpи Маpшак (смертная женщина на сцене).
А также:
Виpджиния Макколлам (портовая шлюха),
Джон Макконнел (карточный игрок),
Майк Силинг (сутенер),
Беллина Логан (девушка из таверны),
Лайла Хэй Оуэн (вдова Сен-Клер),
Ли Эмери (любовник вдовы),
Хелен Маккрори (2-я шлюха),
Монте Монтэг (чумной санитар),
Натали Блош-Лэне (служанка),
Жаннетт Контомитрас (женщина в сквере),
Роджер Ллойд Пэк (учитель музыки),
Джордж Келли (кукольник),
Николь Дюбуа (креолка),
Рори Эдвардс,
Марчел Юреш,
Сьюзен Линч,
Луиза Солтер,
Мэтью Сим,
Франсуа Тестори,
Эндрю Тирнан,
Саймон Тиррелл и
Джордж Ясуми (парижские вампиры),
Сара Стокбридж (Эстель),
Катя Кабальеро (женщина в зале),
Луис Льюис-Смит (смертный мальчик).
В фильме также снимались (без указания в титрах):
Риз Фостер (мужчина, несущий мантию),
Бен Гардинер (бродяга),
Дорон Джейкобс (смертный билетер),
Дэнни Кеймин (Карлос, смотритель плантации),
Густаво И. Ортис (американский солдат),
Джон Риссо (актер комедийной труппы),
Грета Валенти (девочка в переулке).
Дубляж — студия
"Варус Видео".
Режиссер дубляжа —
Сергей Клоков.
Роли дублировали:
Никита Прозоровский (Лестат де Лионкур),
Вячеслав Баранов (Луи де Пуант-дю-Лак),
Андрей Ташков (Арман/кукольник),
Юрий Маляров (Сантьяго / учитель музыки),
Игорь Тарадайкин (Дэниел Мэллой),
Татьяна Канаева (Клодия / смертная женщина на сцене),
Ольга Голованова (портовая шлюха),
Ирина Акулова (девушка из таверны / женщина в сквере) и другие.
Дубляж — студия
"Мост Видео".
Режиссер дубляжа —
Владимир Черненко.
Роли дублировали:
Владимир Вихров (Лестат де Лионкур),
Валерий Сторожик (Луи де Пуант-дю-Лак),
Владимир Антоник (Арман/кукольник),
Александр Новиков (Сантьяго / учитель музыки),
Вячеслав Баранов (Дэниел Мэллой),
Татьяна Канаева (Клодия / смертная женщина на сцене),
Людмила Ильина (портовая шлюха / девушка из таверны),
Елена Борзунова (женщина в сквере) и другие.
Камео
Хореограф, танцовщик и театральный режиссер, друг режиссера Нила Джордана, постановщик хореографии Театра вампиров
Миша Бержез — в роли парижского вампира.
Координатор воздушных съемок фильма, пилот вертолета и воздушный каскадер
Бобби "Зи" Зайонич — в роли диктора теленовостей (без указания в титрах).
Посвящение
Фильм посвящен памяти культового актера
Ривера Феникса (1970–1993).
Награды
4 премии
"Сатурн" (США): фильм в жанре хоррор, юная актриса (
Кирстен Дунст), костюмы (
Сэнди Пауэлл) и грим (
Стэн Уинстон).
2 премии
BAFTA (Великобритания): оператор (
Филипп Руссло) и художник (
Данте Ферретти).
3 кинопремии
MTV (США): актер (
Брэд Питт), роль-прорыв (
Кирстен Дунст) и самый желанный мужчина (
Брэд Питт).
Премия
"Серебряная лента" (Италия) за работу художника (
Данте Ферретти).
Премия
"Юная звезда" (США) за игру юной актрисы в полнометражном кинофильме (
Кирстен Дунст).
Премия Бостонского Общества кинокритиков (США) за женскую роль второго плана (
Кирстен Дунст — также за роль в фильме
"Маленькие женщины").
Премия Чикагской Ассоциации кинокритиков (США) в номинации "наиболее обещающая актриса" (
Кирстен Дунст).
Премия Британского Общества кинооператоров за операторскую работу (
Филипп Руссло).
Премия Международной Гильдии хоррора за фильм.
Премия читателей журнала
"Юниверс" (США) за фильм в жанре хоррор.
И "на закуску", как ни странно, — антипремия
"Золотая малина" (США) за худший экранный дуэт (
Брэд Питт и
Том Круз — пополам с Сильвестром Сталлоне и Шерон Стоун за фильм
"Специалист").
Номинации
2 номинации на премию
"Оскар" (США): художники (
Данте Ферретти и
Франческо Ло Скьяво — уступили Кену Адаму и Кэролин Скотт за фильм
"Безумие короля Георга") и музыка (
Эллиот Гольденталь — уступил Гансу Циммеру за мультфильм
"Король Лев").
2 номинации на премию
"Золотой глобус" (США) по разделу кино: актриса второго плана (
Кирстен Дунст — уступила Дайан Уист за фильм
"Пули над Бродвеем") и музыка (
Эллиот Гольденталь — уступил Гансу Циммеру за мультфильм
"Король Лев").
5 номинаций на премию
"Сатурн" (США): режиссер (
Нил Джордан — уступил Джеймсу Кэмерону за фильм
"Правдивая ложь"), актер (2 номинации:
Том Круз и
Брэд Питт — уступили Мартину Ландау за фильм
"Эд Вуд"), музыка (
Эллиот Гольденталь — уступил Говарду Шору за фильм
"Эд Вуд") и грим (
Стэн Уинстон и
Мишель Бёрк — уступили Рику Бейкеру и Ви Нилл за фильм
"Эд Вуд").
2 номинации на премию
BAFTA (Великобритания): костюмы (
Сэнди Пауэлл — уступила Лиззи Гардинер и Тиму Чаппелу за фильм
"Приключения "Присциллы", королевы пустыни") и грим/прически (
Стэн Уинстон,
Мишель Бёрк и
Ян Арчибальд — уступили Кэсси Хэнлон, Анджеле Конте и Стрикермайеру за фильм
"Приключения "Присциллы", королевы пустыни").
5 номинаций на кинопремию
MTV (США): фильм (уступил фильму Квентина Тарантино
"Криминальное чтиво"), экранный злодей (
Том Круз — уступил Деннису Хопперу за фильм
"Скорость"), самый желанный мужчина (2 номинации:
Том Круз и
Кристиан Слейтер — уступили Брэду Питту за фильм
"Интервью с вампиром: Вампирские хроники") и экранный дуэт (
Том Круз и
Брэд Питт — уступили Кеану Ривзу и Сандре Буллок за фильм
"Скорость").
Номинация на премию
"Клотрудис" (США) за женскую роль второго плана (
Кирстен Дунст, также за фильм
"Маленькие женщины" — уступила Дайан Уист за фильм
"Пули над Бродвеем").
Номинация на премию
"Хьюго" (международная) за драматическое представление (уступил эпизоду
"Всё только хорошее..." телесериала
"Звездный путь: Следующее поколение").
Создание шедевра
Роман-бестселлер
Энн Райс "Интервью с вампиром" первоначально был написан в 1969 году в виде короткого рассказа. В 1973 году рассказ был переработан в роман, а еще год с лишним спустя издательство
"Нопф" предложило писательнице $12.000 за его публикацию.
Роман был впервые опубликован в 1976 году и стал первым в культовом цикле книг
"Вампирские хроники".
В настоящее время в эту серию входят 11 романов:
"Интервью с вампиром" (1976),
"Вампир Лестат" (1985),
"Царица проклятых" (1988),
"История похитителя тел" (1992),
"Мемнох-дьявол" (1995),
"Вампир Арман" (1998),
"Меррик" (2000),
"Кровь и золото" (2001),
"Черная камея" ("Ферма Блэквуд") (2002),
"Кровавый гимн" ("Песнь крови") (2003) и
"Принц Лестат" (2014).
К этой серии примыкают две книги, на данный момент составляющие цикл
"Новые вампирские хроники":
"Пандора" (1998) и
"Витторио-вампир" (1999).
Прихотливые психологические коллизии
"Интервью с вампиром" явились отражением реальных трагических событий, произошедших в жизни автора. Дело в том, что в 1972 году от лейкемии умерла пятилетняя дочь Энн Райс по имени
Мишель, — и в книге нашли свое отражение отчаяние и боль несчастной матери: в образе маленькой Клодии, которая никогда не сможет стать взрослой, воплотилась умершая Мишель; в образе утратившего веру и терзаемого чувством вины депрессивного меланхолика Луи узнается портрет конфликтной, потерянной и осиротевшей личности самой Энн Райс; а холодный и насмешливый, но в то же время бодрый и жизнерадостный циник Лестат — это некая мечта писательницы, идеальный образ, которому она стремится, но не может соответствовать.
Кроме того, внешний облик и характер Лестата Энн Райс "списала" со своего мужа —
Стэна Райса.
День рождения Лестата совпадает с днем рождения Стэна Райса — 7 ноября.
День рожденья Луи совпадает с днем рожденья Энн Райс — 4 октября.
Сразу после опубликования романа
"Интервью с вампиром" — то есть еще в 1976 году! — права на экранизацию были проданы автором компании
"Парамаунт" за $150.000. Но позднее Энн Райс отказалась продлить контракт, из-за того что боссы студии собрались превратить роман не в кинофильм, а в телевизионный минисериал. Кроме того, ознакомившись с предварительным вариантом сценария, Энн Райс решила, что ее не устраивает предложенная трактовка образа Луи.
И начались долгие, многолетние скитания сценария по различным киностудиям. Наконец в начале 1990-х годов сценарий попал в руки независимого продюсера
Дэвида Джиффена — владельца собственной кинокомпании
"Джиффен Пикчерс", на которой были сняты такие шедевры, как загробный комикс
Тима Бёртона "Битлджюс" (1988) и экзотическая драма
Дэвида Кроненберга "М. Баттерфляй" (1993).
К тому времени сценарий пребывал в полном беспорядке, причем авторы последней трактовки умудрились превратить Луи... в женщину! Джиффен связался с Энн Райс и предложил ей самой переработать и развить сценарий, а сам взялся за поиски режиссера.
Первым делом продюсер предложил поставить фильм канадскому хоррор-маэстро Дэвиду Кроненбергу, вместе с которым они только что закончили блистательную экзотическую драму
"М. Баттерфляй", однако тот, подумав, отклонил предложение.
Вышедшая в 1992 году скандальная драма/триллер
"Жестокая игра" обратила внимание продюсера на 42-летнего
Нила Джордана, который изъявил свое согласие взяться за постановку. Узнав об этом, Энн Райс заявила, что готова на всё, лишь бы Джордан стал режиссером фильма. Что, однако, не помешало ей затребовать за переработку сценария $1 млн. С этого момента отношения между продюсером и сценаристкой начали портиться. Однако настоящая война была еще впереди!
Разумеется, главной проблемой стал выбор актера на роль вампира Лестата де Лионкура. Дэвид Джиффен предложил эту роль великолепному британскому актеру
Дэниелу Дэй-Льюису и несколько месяцев ждал от него ответа, пока актер наконец не отказался.
Среди поклонников романов Энн Райс ходили упорные слухи, что этот персонаж создавался автором специально в расчете на культового британского актера
Джулиана Сэндса. Однако этот вариант представляется крайне сомнительным, так как Сэндс впервые появился на экранах лишь в 1982 году, тогда как роман был опубликован в 1976.
Сама Энн Райс утверждала, что во время написания романа видела в образе Лестата культового голландского актера
Рутгера Хауэра. Однако это утверждение тоже вызывает сомнения, так как во время написания романа Хауэр, хотя и был уже молодой звездой в родной Голландии, за пределами Нидерландов еще известен не был. Скорее всего, мысль о кандидатуре Хауэра возникла у писательницы значительно позднее, уже во время начала работы над экранизацией. Именно тогда Энн Райс посмотрела культовую фантастическую притчу
"Бегущий по лезвию бритвы" (1982) и решила, что ставить
"Интервью с вампиром" должен только
Ридли Скотт, а идеальным Лестатом будет Рутгер Хауэр.
Однако в дальнейшем Райс меняла предпочтения почти ежемесячно, каждый раз атакуя Джиффена предложениями актеров на роль Лестата, рекомендуя в числе прочих
Джереми Айронса и
Джона Малковича. Однако продюсер и режиссер считали, что все предложенные кандидатуры староваты для принятой трактовки образа Лестата. Дело кончилось тем, что Джиффену и Джордану изрядно поднадоели честолюбивые устремления писательницы, и они перестали воспринимать ее мнение всерьез.
Тем более, что у них возникла своя оригинальная идея: пригласить на роль Лестата популярного британского певца и актера
Стинга, а в саундтреке фильма использовать его композиции. Однако и эта идея не нашла своего воплощения.
Среди кандидатов на роль Лестата был и Джулиан Сэндс, однако продюсер и режиссер сочли, что им нужен актер с более "звездным" статусом.
Известен факт, что роль вампира Лестата предлагали
Джонни Деппу, но что помешало осуществлению этого проекта — точно неизвестно. Скорее всего, создатели фильма просто не рискнули связываться с актером, уже успевшим к тому моменту прославиться капризным характером, "звездными" замашками и неадекватным поведением, по причине которых на съемочных площадках фильмов с участием Деппа не раз возникали серьезные конфликты.
Наконец триумвират из продюсеров Дэвида Джиффена и
Стивена Вулли и режиссера Нила Джордана остановили свой выбор на 31-летней голливудской звезде
Томе Крузе.
Энн Райс была крайне разочарована и даже оскорблена таким выбором: она была убеждена, что Круз не только не подходит для роли Лестата, но и просто неспособен должным образом воплотить на экране этот сложный и неоднозначный образ. Обида и разочарование писательницы были столь велики, что она, получив свой гонорар, отказалась от дальнейшего участия в проекте и крыла будущий фильм, как только могла. В своем интервью, данном журналу
"Пипл", Райс не стеснялась в выражениях:
"Они все придурки! Я не хочу, чтобы какой-то красавчик-недоросток играл моего Лестата. Мне нужен великий актер с подходящим ростом и голосом. Мне нужна высшая лига! Неужели они думают, что если этот Круз ходит небритым и "прописался" в Гарварде, то это гарантирует успех фильма?"
Тому Крузу, разумеется, было известно мнение писательницы. Тем с большим остервенением актер взялся за эту роль и ради нее даже похудел на 8 килограммов.
Чтобы окончательно подчеркнуть свое недовольство, Энн Райс официально заявила, что не станет смотреть экранизацию. И действительно, пока фильм шел в кинопрокате, Райс отказывалась смотреть его. Однако когда картина вышла на видео, искушение оказалось слишком велико, и писательница не смогла сдержать своего слова. И вот, со страхом посмотрев видеокассету, Энн Райс... написала Тому Крузу официальное письмо, в котором принесла свои извинения и выразила свое восхищение его Лестатом! Более того, она написала по развороту в престижных изданиях
"Вэнити Фэйр" и
"Нью-Йорк Таймс", в которых также извинилась за все свои прошлые "наезды" и безоговорочно признала получившийся фильм шедевром. При этом она не побоялась еще раз признать свою ошибку относительно Тома Круза:
"Я была просто раздавлена его игрой. Полным потрясением было увидеть Тома Круза блондином, говорящим голосом моего Лестата. Он заставил меня полностью забыть его юношеский имидж. Теперь он — таинственный бессмертный герой и подлинный Лестат!". Так талант Тома Круза смог примирить Энн Райс с создателями фильма.
Интересные факты
В одном
Энн Райс все-таки оказалась права: в некоторых сценах
Тому Крузу пришлось сниматься на специальной приподнятой платформе или в специальной обуви на толстой подошве, чтобы его Лестат не выглядел слишком низкорослым. Как известно, рост звезды составляет всего 1 метр 70 сантиметров — Том Круз ниже даже вашего покорного слуги!
Том Круз очень хотел сохранить в тайне секреты своего вампирского грима. Для этого специально были выстроены особые закрытые коридоры, по которым актер приходил на съемочную площадку, а после съемок уходил с нее.
Процесс наложения грима Лестата занимал каждый день по 3 с половиной часа.
Готовясь к роли Лестата, Том Круз просматривал видеосъемки охоты львов на зебр в дикой природе.
За роль Лестата Том Круз получил $15 млн.
Брэд Питт на съемках фильма отчаянно комплексовал, опасаясь быть "переигранным" своим "звездным" партнером (Питт на год моложе Круза, но в большое кино пробился на 8 лет позже) и в результате постоянно норовил "потянуть одеяло на себя".
По словам режиссера
Нила Джордана, Брэд Питт — безусловно, прекрасный киноактер, но в
"Интервью с вампиром" он всё же несколько потерялся в проблемах Луи, став чем-то вроде
"блуждающего облака депрессии, которое постоянно беспокоится, насколько хорошо оно выглядит".
Сам Питт также высказался однозначно:
"Мне страшно не нравилось сниматься в этом фильме. Просто до ненависти. Потом — да, очень нравилось его смотреть. Но не сниматься. Мой герой в депрессии от первого кадра до последнего! Пять с половиной месяцев такой жизни — это слишком..."
Возможно, эти проблемы и сыграли свою роль в том, что у Питта и Круза не получилось полноценного актерского взаимодействия на экране, что и привело к присуждению им обидной антипремии
"Золотая малина" в номинации "худший экранный дуэт".
На роль Интервьюера был утвержден молодой, но уже ставший культовым американский актер
Ривер Феникс. Однако 31 октября 1993 года, через две недели после начала работы над фильмом и еще до начала съемочного периода, Ривер умер от передозировки наркотиков. Ему было всего 23 года.
После смерти Ривера Феникса роль предлагали восходящей звезде Голливуда
Леонардо Ди Каприо, однако сочли, что 19-летний Леонардо слишком молод для этой роли.
Интересно, что чуть позже Ди Каприо все-таки заменил покойного Ривера Феникса — в роли Артюра Рембо в скандальном фильме
Агнешки Холланд "Полное затмение" (1995).
Роль же Интервьюера была предложена 24-летнему
Кристиану Слейтеру. Интересно, что несколько ранее Слейтеру предлагали роль Эрика Дрейвена в экранизации комиксов
Джеймса О'Барра "Ворон" (1994), от которой перед тем отказался тот же Ривер Феникс. Тогда Слейтер также отказался и предложил продюсерам
"Ворона" попробовать на роль Дрейвена
Брэндона Ли (сына легендарного
Брюса Ли), для которого эта роль стала последней в его короткой кинокарьере: 31 марта 1993 года Брэндон Ли погиб прямо во время съемок в
"Вороне" в результате трагического несчастного случая.
Кристиан Слейтер согласился заменить Ривера Феникса и внес в роль Интервьюера немалую толику юмора.
Чтобы иметь возможность сняться в роли Интервьюера, Кристиану Слейтеру пришлось внести изменения в график своих съемок в фильме
"Убийство первой степени" (1995), где он исполнял главную роль.
Чтобы сгладить неловкость от сложившейся ситуации, Кристиан Слейтер пожертвовал весь свой гонорар, составивший $250.000, в благотворительные фонды, которые всегда поддерживал покойный Ривер Феникс.
Имя Интервьюера — Дэниел Мэллой — появилось лишь в третьем романе цикла
"Вампирские хроники" "Царица проклятых" и в фильме ни разу не упоминается. Тем не менее, в финальных титрах персонаж Кристиана Слейтера обозначен как Мэллой.
В отличие от фильма, книжный Дэниел Мэллой получает Темный Дар вампиризма не от Лестата, а от Армана — это также происходит в романе
"Царица проклятых".
Официально заявлено, что на роль маленькой Клодии пробовалось более 5 тысяч девочек.
Режиссер Нил Джордан очень ответственно подходил к выбору актрисы на эту роль и был категорически против того, чтобы в фильме снималась девочка, не имевшая на тот момент профессионального актерского опыта.
"Я изначально не хотел снимать кого-то без опыта, — говорил режиссер, —
потому что понимал: роль настолько мрачная, что неподготовленный ребенок может потом от нее не оправиться. У меня самого две дочери, и я не хотел брать на себя ответственность за втягивание ребенка в такую среду".
Хотя
Кирстен Дунст на тот момент уже была известна ролями в кино и на ТВ, в
"Интервью с вампиром" она попала совершенно случайно: по ее собственным словам, она была с мамой в магазине в Беверли-Хиллз, когда к ним подошли два незнакомца в деловых костюмах и предложили девочке попробоваться на роль.
Кирстен Дунст — полушведка-полунемка. Ее фамилия перешла к ней от отца, немецкого врача
Клауса Дунста. Таким образом, транскрибировать эту фамилию по-русски следует на немецкий лад — то есть именно как Дунст. Употребление в русском языке американской транскрипции "Данст" является ошибочным.
Среди кандидаток на роль Клодии были
Кристина Риччи,
Доминик Суэйн,
Джулия Стайлс,
Эрин Мур и
Эван Рейчел Вуд.
До финальной пробы дошли три соискательницы: 11-летняя Кирстен Дунст, еще одна 11-летняя девочка из Сиэтла и 5-летняя девочка из Северной Каролины.
Кирстен была в полном восторге от своей роли.
"Я всегда хотела быть вампиром, — признавалась она. —
Я мечтала об этом еще до фильма. Даже фотографировалась с клыками!"
Так что на съемках Кирстен нравилось делать всё. Исключение составлял один-единственный эпизод. Возможно, кому-то будет трудно в это поверить, но это факт: девочке категорически не нравилось целовать Брэда Питта!
Надо заметить, что на самом-то деле поцелуя как такового не было — Кирстен не доносила свои губы до губ Питта, а чтобы это было незаметно, прикрывала "поцелуй" от камеры ладошкой. Это было сделано по той простой причине, что настоящего поцелуя 11-летней девочки и 30-летнего мужчины невозможно было допустить из соображений нравственности.
Еще о поцелуях. Почему-то считается, что в фильме можно увидеть поцелуй Брэда Питта с
Антонио Бандерасом. Возможно, таковой и имел место в одном из дублей, однако в фильме поцелуя все-таки не происходит.
Интересно, что у Бандераса от этой сцены остались впечатления именно как от поцелуя:
"С Брэдом это был настоящий поцелуй — грустный прощальный поцелуй. В сценарии его не было, но мы решили ввести таким образом немного сексуальности в образы наших героев. Секс между вампирами — это вовсе не то же самое, что секс между людьми. Вероятно, вампиров в сексуальном отношении связывает акт убийства, и мы играли этот эпизод именно на таком подтексте", — вспоминает испанский актер.
Актер
Стивен Ри (Сантьяго) снялся в 9-ти из 16-ти фильмов режиссера Нила Джордана.
Стивен Ри (настоящее имя
Грэм) принадлежит к известному клану Ри. В частности, приходится двоюродным братом кинозвезде 70-х годов ХХ века
Аделаиде Ри и обладает несомненным внешним сходством со своим двоюродным племянником
Артуром Ри.
Все речные эпизоды были тщательнейшим образом ротоскопированы в процессе постпроизводства: из кадров были удалены предметы совеременности, такие как Большой Новорлеанский мост и радиомачты, и добавлены плавающие по реке суда XVIII века.
Во время натурных съемок на городских улицах большинство окон, уличных фонарей и неоновых вывесок было специально погашено по договоренности с компаниями и городской администрацией.
"Интервью с вампиром" — первый фильм, для съемок которого было дано разрешение перекрыть две полосы дорожного движения на мосту Золотые Ворота.
Кладбищенские сцены были отсняты на натуре на кладбище Лафайетт №1 (Вашингтон-авеню, 1400, Нью-Орлеан, штат Луизиана, США).
Встреча Луи и Сантьяго была отснята на натуре в Париже на улице Риволи.
Кроме того, небольшой эпизод был отснят в легендарном Уилтонском мюзик-холле, расположенном на углу переулка Грации (Грейсиз-элли) и улицы Знамени (Энсайн-стрит) в Уайтчепеле — районе Лондона, в котором во второй половине 1888 года совершал свои убийства легендарный
Джек-потрошитель.
"В роли" поместья Луи в начале фильма выступила историческая
плантация Дубовая Аллея, расположенная на берегу Миссисипи в Вэкери (штат Луизиана, США), близ Нового Орлеана. Гостевая книга плантации является демонстрируемым экспонатом и содержит подписи Брэда Питта и Тома Круза.
"В роли" вестибюля парижского отеля, в котором остановились Луи и Клодия, выступило фойе
Национальной Парижской оперы, известной также как Гранд-Опера и Пале-Гарнье, расположенной по адресу улица Скриба, 8 (Париж, Франция).
"В роли" нью-орленской церкви выступила
церковь Святого Павла, расположенная на Дептфорд-Хай-стрит в Дептфорде (Лондон, Англия).
Интерьер парижского Театра вампиров был выстроен в павильоне
Альберта Р. Брокколи номер 7 знаменитой студии
"Пайнвуд" (Айвер-Хет, графство Бэкингемшир, Англия).
Во время съемок в Лондоне Брэд Питт остановился в доме, который когда-то принадлежал актеру
Питеру Кашингу — классическому исполнителю ролей борцов с вампирами в серии вампирских хорроров британской студии
"Хаммер" с участием
Кристофера Ли в роли графа Дракулы.
Кинотеатр
"Старый Колизей", из которого Луи выходит после просмотра фильма
"Текиловый рассвет", сгорел дотла 3 февраля 2006 года.
В 2002 году вышел фильм
Майкла Райнера "Королева проклятых", основанный на второй и третьей книгах
"Вампирских хроник" Энн Райс —
"Вампир Лестат" и
"Царица проклятых".
Роль Лестата в первую очередь была предложена Тому Крузу — однако на сей раз актер сам отказался вернуться к своему вампиру.
В качестве возможных кандидатов на роль Лестата на сей раз рассматривались
Уэс Бентли и
Джош Хартнетт, однако в результате роль Лестата — рок-звезды исполнил 29-летний ирландский актер
Стюарт Таунсенд.
Результат крайне разочаровал ортодоксальных поклонников: фильм
"Королева проклятых" (2002) оказался вовсе не долгожданным сиквелом, а вольной вариацией на темы романов
"Вампир Лестат" и
"Царица проклятых", не имеющей никакого (кроме имени героя) отношения к фильму
"Интервью с вампиром: Вампирские хроники" (1994), да и от сюжетов оригинальных романов остались "рожки да ножки".
Подлинным сиквелом фильма в определенной степени стал мюзикл
"Лестат", созданный
Элтоном Джоном и
Берни Топином. Впервые мюзикл был поставлен в Сан-Франциско в декабре 2005 года. С марта по май 2006 года шел на Бродвее. Основным исполнителем партии Лестата был
Хью Панаро, известный также заглавной ролью в бродвейской постановке мюзикла
Эндрю Ллойда Уэббера "Призрак Оперы".
Интересные цитаты и реминисценции
В фильме фигурирует вдова Сен-Клер (в исполнении актрисы
Лайлы Хэй Оуэн). В сюжете обыграна реальная история
Аделины Сен-Клер, вдовы
Жерара Сен-Клера, выходца из Европы, принадлежавшего к знаменитому шотландскому клану Сен-Клеров (Синклеров). Аделина Сен-Клер была жестоко убита в 1791 году при таинственных и необъяснимых обстоятельствах. В убийстве, оставшемся нераскрытым, подозревали молодого любовника вдовы
Антуана Реа, который ранее подозревался в убийстве ее мужа и который в ночь убийства вдовы бесследно исчез. Как стало известно лишь позднее, вместе с ним исчезли фамильные драгоценности вдовы Сен-Клер.
Музыка, которую Лестат играет на фортепиано, — это фрагмент сонаты 49 ми-бемоль-мажор
Йозефа Гайдна (адажио и кантабиле).
В оригинальном романе
Энн Райс Лестат играет музыку своего нового друга — смертного композитора и музыканта, музыку которого считают слишком мрачной. Это о нем Лестат говорит Луи и Клодии: "Я нашел кое-кого, кто будет лучшим вампиром, чем вы оба". Эта реплика осталась и в экранизации — несмотря на то, что друг-музыкант в фильме не появляется.
В парижском театре вампиров Луи произносит фразу: "Вампиры притворяются людьми, которые притворяются вампирами". Это отсылка к музыкальной комедии
Блейка Эдвардса "Виктор/Виктория" (1982).
В нарезке кадров из кинофильмов, которые смотрит Луи, есть кадр поющего на рассвете петуха — это знаменитый кадр из легендарного фильма
Фридриха Вильгельма Мурнау "Носферату, симфония ужаса" (1922), первой экранизации классического вампирского романа
Брэма Стокера "Дракула".
Кроме того, в нарезке использованы кадры из фильмов
"Восход солнца" (1927) того же Ф.-В. Мурнау,
"Дон Жуан" (1927)
Алана Кросленда,
"Унесенные ветром" (1939)
Виктора Флеминга и
"Супермен" (1978)
Ричарда Доннера.
Когда Луи входит в кинотеатр, на афише видно название фильма
"Восход солнца" (Sunrise), вышедшего в 1927 году. А когда выходит, на афише название фильма
"Текиловый рассвет" (Tequila Sunrise), выпущенного в 1988 году. Так блистательно показан переход времени действия.
Пятница, 2 июня
21.45 — телеканал
ТВ3
(повтор —
воскресенье, 4 июня, 17.00)
ЛЮДИ РАССВЕТА (Daybreakers)
(под названием "Воины света")
Австралия — США. 2009. 98 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Вампирская экшн-драма по оригинальной идее
братьев Спиригов.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)
В 2019 году самый ценный природный ресурс... это мы.
Битва между бессмертием и человечеством началась.
Битва за кровь начинается.
В 2019 году всё, что они хотят, — это наша кровь.
Мир, где властвуют вампиры, а люди скрываются.
Лицо человечества изменится навсегда.
"Би-плюс". Сорокапятипроцентная чистая, богатая кислородом, насыщенная тромбоцитами человеческая кровь.
БУДЬ В ПОЗИТИВЕ. Сорокапятипроцентная чистая человеческая кровь. Доступна всюду, где продается кровь.
Всё еще подается двадцатипроцентная кровь.
В 2019 году самым ценным природным ресурсом будут... люди.
В последнее время в мировом кинематографе всё усиливается тенденция "поверять алгеброй гармонию" — в смысле стремления подводить научную базу под любую чертовщину. С одной стороны, это огорчает меня как поклонника старой доброй готической мистики, которая ощутимо сдает позиции. С другой стороны, иногда это дает почву для оригинальных решений и интересных размышлений о природе человека и окружающего мира...
Итак, в 2009 году с одного укуса летучей мыши на Земле началась глобальная пандемия таинственного вируса, превращающего людей в самых настоящих вампиров! В результате к 2019 году планету населяют почти сплошь одни вампиры. Думаете, это означает, что на Земле царят хаос и опустошение, а от цивилизации остались одни руины, населенные чудовищными тварями, — подобно тому, что мы видели в фильме "Я — легенда"? Да ничуть не бывало! Вампиры просто-напросто заменили людей во всех областях жизни и всего за несколько лет с успехом перестроили мир в соответствии с новыми реалиями. Желтые глаза и вампирские клыки давно стали привычными атрибутами внешности, и только потребность в человеческой крови да уязвимость от солнечных лучей составляют определенные проблемы. И если проблема солнечного света с успехом решена переселением в закрытые коммуникации и созданием специального транспорта, то ситуация с кровью значительно сложнее: количество людей неумолимо сокращается, а кровь животных вампирам не подходит.
В преддверии "продовольственного кризиса" вампир-ученый Эдвард Долтон, работающий в крупной корпорации, торгующей кровью, не оставляет попыток создать искусственный кровезаменитель, в котором Эд видит спасение и для вампиров, и для людей, которым он симпатизирует. Однако вскоре Эд понимает, что глава корпорации Чарльз Бромли, для которого превращение в вампира когда-то стало благодатью, вовсе не озабочен спасением человеческой расы и лелеет свои коварные планы. Не разделяет взгляды Эда и его собственный брат Фрэнки, служащий в вампирской армии и ведущий охоту на людей. Тем временем поиски Эда сводят его с таинственным Лайонелом Кормаком по прозвищу Элвис, который уверяет, что тоже был вампиром, но благодаря случаю смог вновь стать человеком. Теперь задача Эда — понять, как такое могло случиться, и научиться управлять этим процессом...
Что ж — братьев Спиригов можно поздравить. Конечно, вампиризм как смертельная болезнь, передающаяся кровяным путем, — тема далеко не новая. Но вот представить себе не отдельную тайную популяцию, а целую цивилизацию вампиров — такого, кажется, никому в голову еще не приходило (если, конечно, не считать нелепых и карикатурных вампиров с планеты Дракулон из идиотского кинокомикса "Вампирелла"). На сей раз вампирско-постапокалиптическая картина мира впечатляет отлично проработанными деталями (чего стоят одни только бистро, в которых подают кофе с кровью!), а дизайн местами чем-то приятно напоминает готик-комикс-хоррор-рок-киношедевр "Рипо! Генетическая опера". Крепкая режиссура, достаточно умело сочетающая драматические эпизоды, пулеметный экшн и кровавый хоррор, вполне на высоте. Что же касается актерских работ, то в фильме уверенно солирует замечательное трио Хоука, Нилла и Дэфо. Особенно приятно видеть отличную игру Уиллема Дэфо — позорный Зеленый Гоблин, слава богу, забыт! Порадовал и новозеландский актер Сэм Нилл, спец по отрицательным ролям и довольно редкий гость на отечественных киноэкранах, мастерски создавший узнаваемый образ кровопийцы-олигарха.
При том, что вампиризм как метафора эксплуатации человека человеком — тема тоже не новая (еще революционные массы в начале прошлого века в "Рабочей Марсельезе" затягивали: "Царь-вампир пьет народную кровь!"), использовать ее так буквально, кажется, никому еще не приходило в голову. А ведь получилось, несмотря на всю "влобность", вполне удачно: за всем этим антиутопическим антуражем четко просматривается мощная сатира на общество потребления, на цивилизацию "рожденных жрать". Особенно хороши эпизоды кризиса, мигом вызывающие в памяти параллели с реалиями продовольственных проблем в России конца 1980-х — начала 1990-х: закрытые пункты питания, озлобленные очереди, не больше 3-х кубиков крови в одни руки, локальные бунты и стремительная люмпенизация малоимущих слоев. Во времена глобального экономического кризиса фильм смотрится не только как захватывающая антиутопия, но и как серьезное предупреждение. Его создатели с горькой иронией спрашивают нас: сможем ли мы, несмотря на все трудности, остаться людьми? Или мутируем в кровожадных вампиров, любыми путями стремящихся к личному обогащению, замешанному на крови других? Ответ за нами.
Заявленный бюджет фильма —
$20,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$50,125,809.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$30,101,577.
Кассовые сборы в кинопрокате России —
$1,172,482.
Производство —
"Лайонсгейт" и
"Парадайз" в ассоциации с
"Пасифик Филм энд Телевижн Комишн" и
"Фарст Филмз".
Заказчики —
"Лайонсгейт" и финансовая кинокорпорация
"Австралия".
Права —
"Лайонсгейт",
"Парадайз Пи-ти-ай Лимитед", финансовая кинокорпорация
"Австралия Лимитед" и
"Телевижн Комишн Пи-ти-ай Лимитед".
Съемочный период:
16 июля 2007 — 10 сентября 2007.
Натурные съемки —
Австралия.
Павильонные съемки — студия
"Уорнер Бразерс Мувиуорлд" (Оксенфорд, штат Квинсленд, Австралия) и студия
"Уорнер Роудшоу" (Гол-Кост, штат Квинсленд, Австралия).
Премьера:
11 сентября 2009 (МКФ в Торонто, Канада).
Постановщик трюков —
Крис Андерсон.
Координатор автовождения —
Стив Тэйлор.
Дизайн заглавных титров —
Наоми Андерлини.
Визуальные эффекты — студия
"Постмодерн", студия
"Канука" и
братья Спириги.
Супервайзер визуальных эффектов на площадке —
Рэнди Веллакотт.
Цифровые визуальные эффекты — студия
"Постмодерн Сидни": супервайзер —
Джеймс Роджерс.
Цифровые визуальные эффекты — студия
"Канука": супервайзер —
Ранджи Саттон.
Цифровые визуальные эффекты —
братья Спириги: 3D-композитинг и 3D-мультипликация —
Питер Спириг; 2D-композитинг и 2D-мультипликация —
Майкл Спириг.
Супервайзер специальных эффектов —
Клинт Ингрэм.
Координатор специальных эффектов —
Дэн Хаувелинг.
Специальные гримэффекты —
Стив Бойл.
Грим, прически и пластический грим —
Ким Сэнсбери.
Специальные гримэффекты и пластический грим — студия
"Вета Уоркшоп Лтд." (Новая Зеландия).
Креативный дизайнер проекта и супервайзер —
Стив Бойл.
Со-супервайзер и координатор пластического грима —
Саманта Литтл.
Супервайзер дизайна и эффектов —
Ричард Тэйлор.
Арт-директор —
Джино Ачеведо.
Глава отдела гримэффектов —
Фрэнсис Ричардсон.
Ключевые гримы и грим Итана Хоука —
Карла Виченцино.
Ключевые гримэффекты и грим Уиллема Дэфо —
Саманта Литтл.
Парики —
Далия Фернандес.
Контактные линзы — студии
"Фокус Оптикс" и
"Вижн Кэр".
Графический концепт дизайна и производство линз —
Деннис Масгроув и
Билл Перриман.
Дизайн и создание вампирских клыков —
Джак Чарльтон и
Роберт Чарльтон.
Художник-постановщик и художник по костюмам —
Джордж Лиддл.
Декоратор —
Мэтт Путленд.
Оператор —
Бен Нотт.
Монтаж —
Мэтт Вилья.
Дополнительный монтаж —
Ричард Фрэнсис-Брюс.
Композитор —
Кристофер Гордон.
"Пылающая любовь" (Burning Love): музыка и текст —
Деннис Линди.
Исполнительные продюсеры —
Джейсон Константайн и
Питер Блок.
Продюсеры —
Шон Фарст,
Брайан Фарст и
Крис Браун.
Сценаристы и режиссеры —
братья Спириги.
В главных ролях:
Итан Хоук (Эдвард Далтон),
Уиллем Дэфо (Лайонел "Элвис" Кормак),
Клодия Карван (Одри Беннет),
Майкл Доpман (Фрэнки Далтон),
Винс Колозимо (Кристофер Карузо),
Изабель Лукас (Элисон Бромли) и
Сэм Нилл (Чарльз Бромли).
В фильме также снимались:
Гарриет Минто-Дэй (Лиса Барретт),
Джей Лага'айя (сенатор Тёрнер),
Дэмиен Гарви (сенатор Уэстлейк),
Сахадж Дамплтон (вампир-бомж),
Аллан Тодд (бизнесмен),
Габриэлла Ди Лабио (бизнесвумен),
Карл Раш (Аль Уокер),
Пол Сонккила (генерал Уильямс),
Тодд Леви (комиссар Тёрнбулл),
Кристофер Кирби (Джарвис Бэйом) и другие.
Дубляж — студия
"Пифагор".
Режиссер дубляжа —
Ярослава Турылёва.
Роли дублировали:
Илья Бледный (Эдвард Далтон),
Владимир Зайцев (Лайонел "Элвис" Кормак),
Владимир Антоник (Чарльз Бромли),
Наталья Грачева (Одри Беннет),
Илья Хвостиков (Фрэнки Далтон),
Василий Дахненко (Кристофер Карузо),
Наталья Фищук (Элисон Бромли),
Радик Мухаметзянов (сенатор Тёрнер),
Иван Жарков (Джарвис Бэйом) и другие.
Интересные факты
Вызывающее недоумение у многих прокатное название фильма
"Воины света" — результат творчества наших прокатчиков. Оригинальное название
Daybreakers (буквально —
"Рассветники") скорее имело смысл перевести как
"Люди рассвета" или
"Рассвет несущие".
Сценарий фильма, написанный
братьями Спиригами, был куплен компанией
"Лайонсгейт" еще в ноябре 2004 года. Однако финансирование проекта удалось найти только в сентябре 2006 года.
Братья Спириги изначально хотели, чтобы вампиры в фильме были представлены в традиционной классической эстетике — без влияния современных интерпретаций.
Первоначально предполагалось, что у вампиров будет более эксцентричная внешность, однако после ряда экспериментов со сложными дизайнами гримэффектов было решено, что минималистичная концепция вампирских гримов производит более сильное впечатление.
В Интернете на популярном сайте фотосоревнований
Worth1000 создателями фильма был организован специальный фотоконкурс на лучшее изображение цивилизации вампиров. Работы победителей были использованы для разработки визуальной концепции фильма.
Корпорация "Бромли Маркс" названа в честь
Патриции Бромли Маркс, жены
Дика Маркса — австралийской легенды рекламного бизнеса и учителя братьев Спиригов.
На главную роль Эдварда Долтона пробовались 12 актеров, среди которых —
Джейсон Коуп,
Кристофер Экклстон и
Кристоф Вальтц.
Одним из первых появлений на киноэкране замечательного актера
Уиллема Дэфо была эпизодическая роль в знаменитой вампирской драме
Тони Скотта "Голод" (1983)
Кроме того, одной из лучших ролей Дэфо, принесшей ему премию "Сатурн", а также номинации на премии "Оскар" и "Золотой глобус", стала роль вампира Макса Шрека в культовом кинофэнфике
Э. Элиаса Мериджа "Тень вампира" (2000).
Оператору фильма
Бену Нотту тоже уже доводилось принимать участие в создании фильма о вампирах: он был оператором телевизионной хоррор-драмы
Микаэля Саломона "Салимов Удел" (2004) — повторной экранизации одноименного вампирского романа
Стивена Кинга.
Отредактировано: Эрик, 29 Май 2017 - 21:27:12