ПРЕМЬЕРА НА ТВ!!!
Суббота, 1 октября
22.00 — телеканал
Россия-К
ТРУДНО БЫТЬ БОГОМ
Россия. 2013. 177 минут. Чёрно-белый.
Язык оригинала: Русский.
Фантастическая притча по одноимённой повести
братьев Стругацких.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Потрясающе (7 из 7)
21 февраля 2013 года скончался великий отечественный режиссёр Алексей Герман (старший). Как можно прочитать на некоторых ресурсах — так и не успев закончить работу над своим последним фильмом "Трудно быть богом". Но на самом деле вся творческая работа над картиной — включая съёмки и озвучание — была закончена. Оставались только чисто технические моменты, работу над которыми и завершали вдова и соавтор постановщика Светлана Кармалита и их сын Алексей Герман-младший. И год спустя после смерти мастера фантастическая притча по повести братьев Стругацких вышла в прокат.
Итак, благородный дворянин дон Румата Эсторский проживает в своем замке в стольном граде Арканаре и ведёт жизнь среднестатистического средневекового аристократа. Он носит богатые доспехи, загуливает в трактирах со своим другом бароном Пампой, шпыняет нерасторопных слуг и покровительствует простолюдинке Ари. А кроме того, слывёт первым воином королевства и запросто вхож в монарший дворец, где к Румате присматривается первый министр дон Рэба, лелеющий свои коварные планы и подозревающий, что сей благородный муж — не тот, за кого себя выдаёт. И лукавый царедворец прав.
На самом деле наш герой — никакой не дон и не Румата. Да и действие происходит не в прошлом, а в будущем, и не на Земле, а на далёкой планете, населённой такими же людьми, как мы, и находящейся на уровне развития, соответствующем земному Средневековью. Два десятка лет назад в истории планеты наметился переход к Возрождению — и с идеальной Земли будущего сюда был заслан "ограниченный контингент" учёных, одним из которых и является дон Румата. Это ещё не прогрессоры вроде Странника из "Обитаемого острова": их задача — вести наблюдение и лишь незаметно подправлять ход отдельных событий, не вмешиваясь в течение исторического процесса. Но как остаться верным принципу "бескровного воздействия", когда вместо ожидавшегося Ренессанса в Арканаре начался новый виток реакционного мракобесия, и набирающие влияние "серые монахи" преследуют "книгочеев"? Пытаясь спасти врача и философа Будаха, Румата не знает, что гонения на "умников" — лишь отвлекающий маневр, за которым последуют события, мириться с которыми для "бога во плоти" будет уже не просто трудно, а невозможно. И глубокий внутренний конфликт в душе Руматы выплеснется наружу, сметая всё и вся…
Считается, что произведениям братьев Стругацких не везёт с экранизациями. Вот и с сеансов "Трудно быть богом" часть зрителей уходит, а мужественно досидевший до конца юныш, покидая зал, пафосно восклицает: "Бедные Стругацкие!". Что говорит о том, что Стругацких-то он, скорее всего, не читал. А если читал, то воспринимал роман как забавный средневековый боевичок и ожидал увидеть что-то вроде бондарчуковского "Обитаемого острова", только с антуражем рыцарского романа — красивыми замками, сверкающими доспехами и песнями менестрелей. А получил "Хрусталев, машину!" пополам с "Андреем Рублевым" — почти трёхчасовую горькую чёрно-белую философскую притчу с грязью по колено, свиными рылами и унылой вариацией на тему "Каравана" Дюка Эллингтона, которую Румата в неизбывной тоске по дому исполняет на какой-то инопланетной предтече саксофона. Облегчённый, боевиковый подход к повести "Трудно быть богом" уже явил свою несостоятельность в первой экранизации Петера Фляйшмана, где философская глубина первоисточника была сведена к борьбе ясноглазого дона Руматы с демоническим доном Рэбой. Герман, напротив, деперсонифицирует зло, вместо демонического Александра Филиппенко показывая скользкого спрута, легко меняющего личину в угоду новым условиям. Намеренно смазывая акценты, режиссёр показывает, что нет большой разницы, как именуется облечённый властью палач — народным комиссаром или народным депутатом. Главное, что он готов карать неугодных "за невосторженный образ мыслей".
В своей неповторимой манере, стилизованной под документальные съёмки и почти физически втягивающей зрителя в происходящее на экране, Герман показывает нам подлинный "мир наизнанку", не страшась нивелировать гуманистический пафос оригинала. Отвратительный Арканар, барахтающийся в грязи и тонущий в нечистотах, — это не что иное, как визуализированный внутренний мир общества, не только не стремящегося к Возрождению, но и, наоборот, с наслаждением погружающегося в бездну тирании и мракобесия и во время очередного переворота радующегося тому, что "вино подешевело". Устало и буднично звучит знаменитый афоризм о том, что там, где торжествуют "серые", рано или поздно приходят "чёрные". Потому что серость уже давно заняла прочные позиции в России. И ключевой фразой фильма становится одна из финальных реплик Руматы: "Почему не снимаете колодки?". И кто может ответить, почему, живя в третьем тысячелетии, мы так и не избавились от рабского образа мышления? Почему при возникновении разногласий мы в первую очередь готовы бить морды и вводить войска? Неужели и тут прав персонаж фильма, каламбурно вопрошающий: кому нужна земля без рабов?
Заявленный бюджет фильма —
$7,000,000.
Кассовые сборы в кинопрокате США (ограниченный прокат) —
$28,608.
Кассовые сборы в кинопрокате России —
$1,282,065.
Производство — студия
"Север" при участии телеканала
"Россия 1".
Права —
ООО "Север".
Съёмочный период:
2000 — 3 августа 2006.
Натурные съёмки —
замок Точник (Чехия) и
Выборг (Ленинградская область, Россия).
Павильонные съёмки — студия
"Ленфильм" (Санкт-Петербург, Россия).
Премьера:
13 ноября 2013 (МКФ в Риме, Италия).
Постановщик трюков —
Олег Василюк.
Постановщик трюков (Чехия) —
Иржи Куба.
Компьютерная графика и титры —
Виктор Оковитый,
Олег Плаксин и
Игорь Плаксин.
Пластический грим, специальные эффекты и муляжи:
студия
"Эф икс дизайн групп инт": супервайзер —
Пётр Горшенин;
студия
"Супер-Фантом": супервайзер —
Влад Таупеш.
Грим —
Ольга Извекова и
Наталия Раткевич.
Костюмы —
Екатерина Шапкайц.
Художники —
Сергей Коковкин,
Георгий Кропачёв и
Елена Жукова.
Операторы —
Владимир Ильин и
Юрий Клименко.
Монтаж —
Ирина Гороховская и
Мария Амосова.
Композитор —
Виктор Лебедев.
"Гамлет": стихи —
Борис Пастернак.
Директор картины —
Марина Довладбегян.
Продюсеры —
Рушан Насибулин и
Виктор Извеков.
Сценаристы —
Светлана Кармалита и
Алексей Юрьевич Герман.
Режиссёр —
Алексей Юрьевич Геpман.
В фильме снимались:
Леонид Ярмольник (дон Румата),
Юрий Цурило (барон Пампа),
Наталья Мотева (Ари),
Александр Чутко (дон Рэба),
Евгений Геpчаков (Будах),
Пётр Меркурьев (Гур),
Рамиз Ибрагимов (Муга),
Сергей Ступников (король),
Зураб Кипшидзе (Зураб),
Валентин Голубенко (Арата),
Леонид Тимцуник (Арима),
Валерий Болтышев (Рипат),
Юрий Нифонтов (дон Тамэо),
Валерий Гурьянов (1-й монах),
Юрий Ашихмин (1-й раб),
Анвар Либабов (2-й раб),
Анатолий Шведерский (2-й монах),
Витаутас Паукште (Кабани),
Александр Селезнёв (помощник Кабани),
Василий Домрачев (возчик Руматы),
Даниил Исаков (Уно),
Дмитрий Владимиров (сын Кондора) и другие.
Озвучание:
Владимир Юматов (голос от автора).
Камео
Знаменитый танцовщик и хореограф
Гали Абайдулов — в эпизоде.
Награды
7 пpемий
"Ника" (Россия): фильм, pежиссёp (
Алексей Юрьевич Герман — посмертно), актёр (
Леонид Яромольник), опеpатоpы, художники (
Сергей Коковкин,
Георгий Кропачёв и
Елена Жукова), костюмы и звук (
Николай Астахов).
4 премии
"Белый слон" (Россия): опеpатоpы, художники (
Сергей Коковкин,
Георгий Кропачёв и
Елена Жукова), премия
"Событие года" и премия имени
Мирона Черненко.
Премия Общества онлайновых кинокритиков (США) за лучший неамериканский фильм.
Номинации
3 номинации на премию
"Ника" (Россия): сценарий (
Светлана Кармалита и
Алексей Юрьевич Герман (посмертно) — уступили Юрию Быкову за фильм
"Дурак"), актёр второго плана (
Юрий Цурило — уступил Роману Мадянову за фильм
"Левиафан") и музыка (
Виктор Лебедев — уступил Алексею Айги за фильм
"Испытание").
2 номинации на премию
"Белый слон" (Россия): актёр второго плана (
Юрий Цурило — уступил Роману Мадянову за фильм
"Левиафан") и музыка (
Виктор Лебедев — уступил Алексею Айги за фильм
"Испытание").
Номинация на премию Лондонского Круга кинокритиков (Великобритания) в категории "иноязычный фильм года" (уступил фильму Джошуа Оппенгеймера
"Взгляд тишины").
Интересные факты
Этот фильм стал последним творением великого режиссёра
Алексея Юрьевича Германа. Работа над картиной продолжалась около 14 лет и завершилась уже после смерти режиссёра, скончавшегося 21 февраля 2013 года.
Алексей Герман собирался экранизировать повесть
братьев Стругацких "Трудно быть богом" ещё в 1968 году, спустя 4 года после выхода книги. Вместе с
Борисом Стругацким они написали первый вариант сценария. В августе Герман получил разрешение на съёмки. В роли дона Руматы режиссёр планировал снимать актёра
Владимира Рецептера.
Второй вариант сценария был закончен 20 августа 1968 года. Но на следующий день произошло печально знаменитое вторжение советских войск в Чехословакию для подавления Пражской весны. По свидетельству Германа, он позвонил на студию, и ему было сказано: "Алексей, забудьте думать про это кино. Мы вам советуем даже книгу куда-нибудь выкинуть, потому что — вы сами понимаете".
По совпадению, в тот же день, 21 августа 1968 года, Алексей Герман познакомился со своей будущей женой
Светланой Кармалитой. Многие отмечают определённый символизм в том, что тридцать два года спустя Герман приехал в Чехию, чтобы здесь снимать
"Трудно быть богом" уже по другому сценарию, написанному вместе со Светланой.
Когда в годы перестройки работа над экранизацией повести Стругацких всё же началась, главным требованием самих писателей было, чтобы у фильма был советский режиссёр, желательно — Алексей Герман. Но руководство
"Совинфильма" пригласило режиссёра из ФРГ
Петера Фляйшмана, который стал также продюсером картины. Из-за его несговорчивости и тяжёлого характера Стругацкие прекратили контролировать процесс съёмок. Вышедший в 1989 году фильм оказался неудачным, крайне не понравился авторам повести и не имел успеха ни в СССР, ни за рубежом.
Узнав о начале съёмок, Герман обратился в Госкино с просьбой о возобновлении своей работы. Он также побывал на съёмочной площадке фильма в Киеве, встретился с Фляйшманом, но о сотрудничестве они не договорились из-за отказа немецкого режиссёра вносить изменения в сценарий. Председатель Госкино
Александр Камшалов предложил Герману снимать свой фильм параллельно с Фляйшманом. Однако работа над новым сценарием, к которой Алексей Герман приступил вместе со Светланой Кармалитой, закончена не была. Герман пояснил это тем, что в конце 1980-х годов не чувствовалась необходимость в иносказаниях, обо всём можно было говорить прямым текстом: "Мы написали страниц двадцать и бросили, потому что богом быть было не трудно…"
В третий раз Герман вернулся к сюжету
"Трудно быть богом" десять лет спустя. Редактор
Евгений Прицкер, по просьбе Германа прочитавший сценарий 1968 года, заявил режиссёру, что это "комсомольский опус" и снимать его нельзя, с чем Герман согласился. Новый сценарий был написан им вместе с женой по мотивам повести Стругацких.
Борис Стругацкий в интервью в мае 2010 года говорил, что Герман с ним "ни по каким вопросам не советовался". При этом Стругацкий заявил, что "заранее знает, что фильм получится замечательный и даже эпохальный".
Фильм был наконец запущен в производство в 1999 году.
Изначально на роль дона Руматы предполагался актёр
Александр Лыков, с которым были сняты пробы почти всего фильма. Но в итоге на роль Руматы был утверждён
Леонид Ярмольник. Редактор Евгений Прицкер рассказывает, что эпизодом, оказавшим решающее влияние на выбор актёра, стал диалог с Будахом. На слова мудреца: "Тогда, Господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или ещё лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой" — Румата отвечает: "Сердце моё полно жалости, я не могу этого сделать". И то, как сыграл эту сцену Ярмольник, определило решение Германа.
Позже Алексей Герман признавался, что хотел видеть в роли дона Руматы не столько актёра, сколько медийную персону. И Леонид Ярмольник, который в те времена был популярным телеведущим, известным по таким телешоу, как
"L-клуб",
"Золотая лихорадка" и
"Отель", идеально подходил. О том, что Ярмольник — популярный киноактёр, Герман, по его собственному утверждению, понятия не имел и узнал о его немалой фильмографии только потом, когда менять актёра было уже поздно.
В связи с огромным объёмом работы в картину были приглашены сразу три художника-постановщика:
Белла Маневич,
Елена Жукова и
Георгий Кропачёв, работавший с Германом над фильмом
"Хрусталёв, машину!" (1998). Однако в 2002 году Белла Маневич скончалась, и вместо неё в проект пришёл
Сергей Коковкин.
Натурные съёмки начались в 2000 году в Чехии. В окрестностях замка Точник был построен Арканар. Всего художники студии
"Ленфильм" в той или иной степени обустроили в Чехии пять замков. Павильонные съёмки проходили в Санкт-Петербурге на студии "Ленфильм". Снимали и в Выборге на Лисьей Губе с участием курсантов Военного Института внутренних войск в массовке.
Несмотря на все трудности, финансирование проекта продолжалось — в основном из частных источников, в том числе из средств
Алексея Кудрина и
Михаила Прохорова. В августе 2006 года съёмки были закончены.
Многократный лауреат премии "Ника" оператор
Юрий Клименко отмечал, что "единственным непривычным для меня моментом было то, что я в первый — да и в последний, наверное, — раз работал на картине, где так много репетировали. Мы могли репетировать неделю и снимать один кадр, потом ещё неделю или дней десять репетировать — и опять всё ради одного кадра. Надо отметить, что репетиция у Германа была как съёмка. Каждый раз все были в костюмах, загримированы, если нужен был дождь или пожар, у нас всегда работало четыре пожарные машины, две бригады пиротехников, две бригады спецэффектов".
По воспоминаниям режиссёра
Юрия Фетинга, который занимался работой с актёрами, "среди людей, которые снимались, были люди с физическими и психическими отклонениями, которых искали по всему миру, по всем бомжацким, помойкам, паркам, интернатам, но они часто были талантливее, органичнее, чем профессиональные артисты".
В 2007 году Леонид Ярмольник сказал: "Сейчас мы заканчиваем озвучивание, и я надеюсь, в 2008 картина выйдет…" К весне 2008 года Алексей Герман завершил монтаж фильма, и в конце февраля состоялся тестовый показ картины с черновым звуком. Фильм планировалось выпустить под названием
"Резня в Арканаре".
В августе 2011 Герман сообщил, что фильм находится в стадии озвучки, и прибавил: "Думаю, до конца года картина будет закончена". Также сообщалось, что фильм выйдет под названием
"Трудно быть богом", хотя ранее Герман планировал изменить название на
"Хроника Арканарской резни".
В сентябре 2011 Герман уже предполагал, что фильм выйдет в 2012. В качестве причин задержки режиссёр назвал свои серьёзные проблемы со здоровьем, из-за которых он не мог работать по 12 часов в день, как раньше, и трудности с озвучиванием: "Если раньше для того, чтобы озвучить сцену из 12 человек, я мог позвать 6 человек, а потом ещё 6 человек, и на двух кольцах всё это записать, то сейчас, в связи с появлением новой замечательной голливудской техники, мы должны записать 12 колец, то есть из 12 человек каждый, даже если он просто говорит слово «му», должен сказать своё «му» отдельно. Это несложно, когда один гангстер рубит другому пальцы, а третий насмехается, но если у меня в кадре редко когда меньше 18 человек бывает, это довольно сложно. Это 18 отдельных записей, которые нужно соединить в одну. И поэтому я сижу, сижу, сижу с озвучанием, вылизываю всё".
В июле 2012 года в конкурсной программе 47-го МКФ в Карловых Варах был представлен 67-минутный российско-швейцарский документальный фильм
"Трудно быть богом" режиссёров
Павла Костомарова и
Антуана Каттена о съёмках картины Германа. Впоследствии этот документальный фильм получил название
"Плэйбэк".
В сентябре 2012 года Герман, заметив в интервью, что "сам обещал закончить уже в этом году", не смог назвать сроки завершения работы над фильмом, ссылаясь на проблемы со здоровьем и трудности с озвучиванием.
21 февраля 2013 года Алексей Герман скончался. По словам сына режиссёра,
Алексея Германа-младшего, картина была "фактически завершена. Осталось только перезапись звука... Она будет закончена в обозримое время".
1 апреля 2013 состоялся предпоказ картины с незаконченным озвучиванием. Часть текста читала с листа Светлана Кармалита.
Мировая премьера фильма состоялась 13 ноября 2013 года на МКФ в Риме (Италия). Фильм демонстрировался вне конкурса, однако Алексею Герману посмертно была присуждена премия
"Золотая Капитолийская волчица" за вклад в киноискусство.
В России фильм вышел в широкий прокат 27 февраля 2014 года.
Выпуск фильма на видеоносителях состоялся 20 мая 2014 года.