Среда, 5 октября
0.00 — телеканал
Че
МУХА (The Fly)
Великобритания — Канада — США. 1986. 95 минут. Цветной.
Язык оригинала: Английский.
Фантастическая хоррор-драма — вольный ремейк одноименного хоррора
Курта Нойманна (1958), снятого по одноименному pассказу
Джоpджа Ланглаана, легший в основу одноименной оперы
Говарда Шора и
Дэвида Генри Хванга.
МОЯ ОЦЕНКА ФИЛЬМА: Отлично (6 из 7)
Сегодня в лаборатории что-то пошло не так... совсем не так...
Бойся. Очень бойся.
Получеловек, полунасекомое... полный ужас!
Гениальный молодой ученый Сет Бpандл изобретает аппарат, способный осуществлять телепортацию материи, и решается на эксперимент над самим собой. Вскоpе после, казалось бы, благополучной телепортации Бpандл замечает, что в его оpганизме начинаются катастpофические изменения. Выясняется, что вместе с Сетом в аппаpат попала... обычная комнатная муха! Компьютер, управлявший процессом телепортации, на выходе объединил генетические коды человека и мухи — и с этого момента началось медленное, но неотвратимое физическое и психологическое превращение Сета Брандла в чудовищного монстра — человекомуху. Свидетельницей жутких подробностей процесса превращения Брандла становится его возлюбленная — красавица журналистка Вероника Куэйфи...
Первый мультибюджетный проект Дэвида Кроненберга — эффектная притча на темы "Франкенштейна". Интересно заметить, что при всей сногсшибательности гримэффектов, удостоенных премии "Оскар", начало превращения Брандла блистательно сыграно Джеффом Гольдблюмом еще без всякого грима.
Заявленный бюджет фильма —
$15,000,000.
Кассовые сборы в мировом кинопрокате —
$60,629,159.
Кассовые сборы в кинопрокате США —
$40,456,565.
Производство —
"Бруксфилмз".
Заказчик —
"Твенти Сенчери Фокс".
Права —
"Твенти Сенчери Фокс Филм Корпорейшн".
Съемочный период:
1 декабря 1985 — 28 февраля 1986.
Натурные съемки —
Торонто и
Кляйнбург (провинция Онтарио, Канада).
Премьера:
15 августа 1986 (США).
Постановщик трюков —
Дуэйн Маклин.
Каскадер —
Брент Майерс.
Визуальные эффекты — студия
"Дримквест": супервайзер —
Хойт Эйч Йетман.
Компьютерные эффекты и видеоэффекты —
Ли Уилсон.
Специальные эффекты —
Луис Крэйг и
Тед Росс.
Дизайн и создание Мухи — студия
"Крис Уолас, Инк.": супервайзер —
Крис Уолас.
Грим —
Шона Жабур.
Костюмы —
Дениз Кроненберг.
Художник —
Кэрол Спир.
Декоратор —
Элинор Роуз Гэлбрэт.
Оператор —
Марк Ирвин.
Монтаж —
Рональд Сандерс.
Композитор —
Говард Шор.
Продюсер —
Стюарт Корнфельд.
Исполнительный продюсер —
Мел Брукс (без указания в титрах).
Сценаристы —
Чарльз Эдвард Пог и
Дэвид Кроненберг.
Режиссер —
Дэвид Кроненберг.
В главных ролях:
Джефф Гольдблюм (Сет Брандл),
Джина Дэвис (Вероника Куэйфи) и
Джон Гетц (Стэзис Боранс).
В фильме снимались:
Джой Бушель (Тоуни),
Лес Карлсон (доктор Брент Чиверс),
Джордж Чувало (Марки),
Майкл Коупман (2-й мужчина в баре),
Кэрол Лазаре (медсестра),
Шоун Хьюитт (клерк).
Камео
Режиссер и сосценарист фильма
Дэвид Кроненберг — в роли акушера-гинеколога.
Награды
Премия
"Оскар" (США) за грим (
Крис Уолас и
Стефан Дюпюи).
3 премии
"Сатурн" (США): фильм в жанре хоррор, актер (
Джефф Гольдблюм) и грим (
Крис Уолас).
Специальная премия жюри на МКФ фантастики и хоррора в Авориазе (Франция).
Премия Канадского Общества кинооператоров (Канада) за работу оператора в кинофильме.
Номинации
3 номинации на премию
"Сатурн" (США): режиссер (
Дэвид Кроненберг — уступил Джеймсу Кэмерону за фильм
"Чужаки"), актриса (
Джина Дэвис — уступила Сигурни Уивер за фильм
"Чужаки") и музыка (
Говард Шор — уступил Алану Менкену за фильм
"Магазинчик ужасов").
2 номинации на премию
BAFTA (Великобритания): грим (
Крис Уолас и
Стефан Дюпюи — уступили Гассо фон Гуго за фильм
"Имя Розы") и специальные эффекты (
Крис Уолас,
Джон Берг,
Луис Крэйг и
Хойт Йетман — уступили Майклу Лантьери, Майклу Оуэнсу, Эду Джонсу и Брюсу Уолтерсу за фильм
"Иствикские ведьмы").
Номинация на премию
"Хьюго" (международная) за драматическое представление (уступил фильму Джеймса Кэмерона
"Чужаки").
Интересные факты
Рассказ
Джорджа Ланглаана "Муха" впервые был опубликован в 1957 году в июньском номере журнала
"Плейбой".
Уже на следующий год вышла экранизация рассказа — фильм
Курта Нойманна "Муха" (1958) с
Винсентом Прайсом и
Алем Хедисоном в главных ролях.
В том фильме слияния человека и мухи не происходило — вместо этого главный герой Андре Делямбр (Аль Хедисон) и муха менялись головами.
Идея нового фильма принадлежит сценаристу
Чарльзу Эдварду Погу, который захотел сделать ремейк старой
"Мухи" (1958) и написал сценарий.
Первоначально предполагалось, что фильм поставит
Тим Бёртон, а роль Сета Брандла исполнит
Майкл Китон. Однако Китона роль не устроила, и этот проект не состоялся.
Когда режиссером проекта стал
Дэвид Кроненберг, он поставил условие, что в процессе съемок будет иметь право вносить изменения в сценарий. В результате Кроненберг существенно изменил имена героев, их характеры, реплики и большую часть сюжета. От оригинального сценария остались только ключевые детали — идея слияния человека и мухи, а также детали метаморфоз.
Дэвид Кроненберг поначалу отказался от предложения поставить этот фильм, так как уже был занят — готовился ставить фильм
"Вспомнить всё" для продюсера
Дино Де Лаурентиса. Тогда в качестве режиссера
"Мухи" был нанят
Роберт Бирман, но как раз в то самое время, когда должны были начаться съемки, Бирман пережил ужасную семейную трагедию (умерла его дочь) и решил, что не сможет работать над таким мрачным фильмом. Примерно в то же время свободолюбивый Кроненберг понял, что не находит общего языка с деспотичным Де Лаурентисом, и вернулся в проект ремейка
"Мухи".
Когда Дэвид Кроненберг был уже нанят в качестве режиссера этого фильма, он с удивлением узнал, что будет работать с той же производственной командой, с которой всегда предпочитал работать — включая композитора
Говарда Шора, художницу
Кэрол Спир, оператора
Марка Ирвина и монтажера
Рональда Сандерса: это получилось совершенно случайно!
Кстати, собранная в результате компания профессионалов стала едва ли не самой постоянной производственной командой в большом кино — за исключением сменившегося оператора: начиная со следующей картины фильмы Кроненберга стал снимать
Питер Сушицкий. С этой командой — Шор, Спир, Сушицкий и Сандерс плюс неизменная сестра режиссера
Дениз Кроненберг в качестве художника по костюмам — Дэвид Кроненберг снял 8 картин:
"Намертво связанные" ("Связанные насмерть") (1988),
"Голый ланч" ("Обед нагишом") (1991),
"М. Баттерфляй" (1993),
"Автокатастрофа" (1996),
"эКзистенСИЯ" (1999),
"История насилия" ("Оправданная жестокость") (2005),
"Восточные обещания" ("Порок на экспорт") (2007) и
"Звездная карта" (2014). Еще в трех фильмах —
"Паук" (2002),
"Опасный метод" (2011) и
"Космополис" (2012) производственная команда отличалась только на 1 человека.
Посмотрев несколько ранних фильмов Дэвида Кроненберга, знаменитый уже тогда режиссер
Мартин Скорсезе захотел познакомиться с ним и попросил его о встрече. Пообщавшись с эксцентричным канадцем, мэтр американского кино заметил, что тот похож на пластического хирурга из Беверли-Хиллза. Сравнение понравилось Дэвиду Кроненбергу, и именно это послужило причиной тому, что режиссер сыграл в своем новом фильме небольшое камео — врача.
Желудочная жидкость, которую извергает Брандл-муха, была сделана из яиц, взбитых с молоком и медом.
Процесс наложения грима Брандла-мухи в самой "навороченной" стадии превращения занимал почти 5 часов.
Кстати, это вовсе не так уж много, как может показаться. Для сравнения: грим Фреда Крюгера из фильма
Уэса Крейвена "Кошмар на улице Вязов" (1984) накладывался 8 часов, а полный грим Джона Меррика из фильма
Дэвида Линча "Человек-слон" (1980) — 12 часов!
Дизайнеры студии
"Крис Уолас, Инк." потратили много времени на предварительное изучение различных графических книг о человеческих болезнях, чтобы разработать дизайн грима и креатуры Брандла-мухи. Появляющаяся в финале креатура сделана ужасно искаженной и асимметричной. Это отражает идею режиссера, что это существо должно быть не просто гигантской мухой, а именно буквальным слиянием человека и мухи, которое воплощает в себе элементы обоих организмов.
Ставший знаменитым рекламный слоган фильма
"Бойся. Очень бойся" взят из реплики, которую в фильме произносит Вероника Куэйфи (
Джина Дэвис).
Эпизод, в котором Сет и Ронни сидят за кофе в ресторане и ведут бесконечный разговор, в сценарии был вдвое короче. Диалог героев был увеличен ночью непосредственно перед днем съемок, так как
Джефф Гольдблюм чувствовал, что мог бы больше раскрыть своего героя в этом эпизоде.
Мел Брукс был одним из продюсеров фильма, но сознательно не указал свое имя в титрах, так как считал, что оно может ввести в заблуждение зрителей, хорошо знающих его как создателя пародийных комедий. Когда же перед премьерой зрители все-таки узнали об участии Мела Брукса в создании фильма, он решил максимально ипользовать это для привлечения зрителей и сам раздавал проспекты на премьере.
Интересные цитаты и реминисценции
Фон начальных титров фильма представляет собой оптически искаженную циркулирующую массу цветов, которая постепенно преобразовывается в первый кадр фильма. Это — воссоздание того, как, по мнению биологов, мухи видят людей.
Вдохновением для дизайна телеподов послужила форма цилиндра старого мотоцикла "Дукати", принадлежавшего режиссеру
Дэвиду Кроненбергу.
Когда Сет Брандл впервые приводит Веронику в свою квартиру, то первое, что он делает, чтобы произвести на нее впечатление, — играет на фортепиано. Это намек на родителей Дэвида Кроненберга, только в реальной жизни всё было наоборот: мать режиссера играла на фортепиано, а его отец был журналистом.
В одном из эпизодов Сет Брандл перефразирует классическую цитату из поэмы
Александра Поупа "Опыт о критике":
И полузнайство ложь в себе таит;
струею упивайся пиерид:
один глоток пьянит рассудок твой,
пьешь много — снова с трезвой головой.
(Перевод
Андрея Субботина.)
Другой вариант перевода:
Опасно мало знать; о том не забывая,
кастальскою струей налей бокал до края:
от одного глотка ты опьянеешь разом,
но пей до дна — и вновь обрящешь светлый разум.
Так этот отрывок звучит в устах брандмейстера Битти в романе
Рэя Брэдбери "451 градус по Фаренгейту" в переводе
Татьяны Шинкарь.
Реплика Сета Брандла "Я говорю, что я — насекомое, которому снилось, что оно стало человеком, и ему нравилось это... но теперь этот сон закончился, и насекомое проснулось", — это отсылка к знаменитому рассказу
Франца Кафки "Превращение" (1912), в котором человек просыпается от кошмара и обнаруживает, что превратился в гигантское насекомое.
Интересные изменения и сокращения
Были отсняты несколько эпизодов и сцен, не вошедших в окончательный монтаж фильма:
эпизод, в котором Сет Брандл телепортирует выжившего бабуина вместе с кошкой и получает на выходе мутировавшего монстра, которого затем убивает металлической трубой;
эпизод, в котором Брандл-муха ползет по стене здания, и из его бока появляется конечность насекомого;
долгий кадр, в котором Брандл-муха высовывает мушиный хоботок и сосет денатурированную плоть с ноги Стэзиса Боранса;
и альтернативная концовка, в которой Вероника видит другой сон о своем еще неродившемся ребенке — который является ей как прекрасный малыш с красивыми крыльями бабочки.
Также был отснят эпизод, в котором Вероника берет интервью у Брандла о его телепортации. Этот эпизод также не вошел в окончательный монтаж фильма, однако в отредактированном виде был использован в сиквеле
"Муха-II" (1989) в качестве первой видеозаписи Брандла.
Кроме того, в сценарии был эпизод, следовавший сразу за удаленным эпизодом с бабуинокошкой. В этом эпизоде бездомная женщина приходит на помойку и видит Брандла-муху, который ест из открытого мусорного контейнера. Женщина вскрикивает, Брандл-муха хватает ее и извергает ей на лицо денатурирующую жидкость. Прежде чем Брандл-муха заканчивает пожирать труп женщины, на какое-то мгновение проявляется его человеческая сущность — ровно настолько, чтобы успеть осознать весь ужас своего существования.
Сиквелы, ремейки и другие произведения на основе фильма
Через три года был снят сиквел
"Муха-II" (1989), поставленный мастером гримэффектов
Крисом Уоласом и рассказывающий об ужасной судьбе Мартина Брандла — сына Сета Брандла и Ронни, в роли которого снялся культовый актер
Эрик Штольц.
Сценарист, режиссёр и продюсер
Тодд Линкольн написал сценарий нового ремейка, однако дальше сценария дело не пошло.
Зато в 2008 году по заказу парижского театра
"Шатле" и театра
"Лос-Анджелес Опера", возглавляемого
Пласидо Доминго, была создана и поставлена опера
"Муха", основанная на фильме
Дэвида Кроненеберга и оригинальном рассказе
Джорджа Ланглаана. Постановку осуществил сам Дэвид Кроненберг — для него это стало дебютом в качестве оперного режиссера. Музыку написал композитор фильма, постоянный соратник Дэвида Кроненберга
Говард Шор, а либретто — культовый американский драматург корейского происхождения
Дэвид Генри Хванг. Для Кроненберга, Шора и Хванга это была уже вторая совместная работа: первой был замечательный фильм
"М. Баттерфляй" (1993) — экранизация скандально знаменитой одноименной пьесы Дэвида Генри Хванга. Премьера оперы
"Муха" состоялась в Париже, а затем опера была представлена в Лос-Анджелесе, где за дирижерский пульт встал сам Пласидо Доминго. Однако, несмотря на столь мощный творческий конгломерат, оперу ждал довольно холодный прием: ценители современного оперного академизма не смогли принять столь экстравагантный продукт.