Чёрная комедия — один из самых сложных жанров: во всём мировом кино по-настоящему удачных не так уж много. А уж в наших палестинах чёрная комедия со времен гайдаевского "Жениха с того света" остаётся штучным товаром. Так что попытка Андрея Прошкина в виде фильма "Орлеан" как минимум заслуживает внимания.
Кто там? — Это я…
Итак, провинциальный российский городок под названием Орлеан живёт привычной жизнью, чей повседневный абсурд не в силах поколе*ать ни обещанная синоптиками буря, ни кошмарная находка на городской свалке. Парикмахерше Лидке (Елена Лядова) и вовсе не до того — она лежит в клинике после очередного аборта. Там-то и является к ней странный человек, назвавшийся Экзекутором (Виктор Сухоруков), который обещает ей ни много ни мало — воздаяние смертью за грехи!
Перепуганная Лидка бежит за помощью к приятелю, бедовому хирургу Рудику (Олег Ягодин), а потом уже оба они просят защиты у местного шефа полиции Неволина (Виталий Хаев). Но визитёр оказывается не так прост: меняя внешность, исчезая и возникая, умирая и воскресая, Экзекутор продолжает преследовать теперь уже трех согрешивших. Попытка задобрить мистического гостя проваливается, и бедолаги решают избавиться от незваной Немезиды. В этом им должен помочь четвертый грешник — иллюзионист Боря Амаретто (Тимофей Трибунцев), большой специалист по распиливанию живых людей…
…совесть запоздавшая твоя
Великий и ужасный Юрий Арабов, написавший сценарий по собственному роману, дал ему подзаголовок "Фантасмагория греха". Первоначальные опасения, что фильм окажется клерикальной проповедью против абортов, слава Хастуру, развеялись. Лента лихо вышла за нравоучительные рамки, обернувшись притчей о пробуждении совести. Сухоруков играет эту аллегорию очень тонко, избегая "включать Мефистофеля". Экзекутор — не палач в красном колпаке с кровавым топором в руке, а скорее сотрудник жэка, популярно объясняющий: за грехи надо платить, вот квитанция. И этот тихий голос не заглушить и не задушить — потому как он звучит в твоей собственной голове.
В свою очередь, замечательный квартет "грешников" создает яркие, гротесковые, но также лишенные всякого демонизма образы обычных, в общем-то, людей, постепенно осознающих, что концентрация их мелких грешков переполнила чашу терпения неких высших сил. И что их выжженные, скукожившиеся души еще не поздно спасти.
Кот лишний
Разумеется, кино получилось не для всех — в том числе и по видеоряду: пара эпизодов, подтверждающих, что и у нас научились делать качественные гримэффекты, могут покоробить взгляд чувствительного зрителя. Жаль, что идеально передать на экране сюр российской глубинки у режиссёра получается не всегда: например, замечательный эпизод в конторе, расположенной в бывшем сортире, зачем-то разбавлен эффектным, но лишним гигантским лысым котом. Гораздо удачнее сцены, где гипербола подана не столь явно. Тем более, что сюрреалистические повороты сюжета вовсе не так далеки от жизни — ведь даже экзотическое название городка Арабов взял у реально существующего в Алтайском крае села Орлеан!
Избегать лишнего пафоса помогают и мрачновато-ёрнические песни британского трио "Тайгер Лиллиз": хулиганский фальцет Мартина Жака не только создаёт нужный эмоциональный настрой, но и прямым текстом настойчиво повторяет, что всё это — просто фрик-шоу! И даже смерч, который вроде бы должен, подобно урагану "Катрина", разрушившему американский Новый Орлеан, смести оплот греха с лица Земли, вполне можно пережить, если всё-таки прислушаться к голосу совести. Да, жить по совести тяжело, больно и неприбыльно. Но без совести — это не жизнь.
