Крылатые слова Крылова "беда, коль пироги начнёт печи сапожник" явно не относятся к известному модельеру Тому Форду, который 10 лет проработал креативным директором дома "Гуччи", после открыл собственный бренд, а в 2009 году внезапно заделался кинорежиссёром. Успех его дебюта, потрясающей драмы "Одинокий мужчина", позволял ковать железо, не отходя от кассовых сборов, но Форд не стал спешить. И лишь спустя 7 лет представил новую картину — психологический триллер/притчу "Под покровом ночи" (в оригинале — "Ночные животные") по роману Остина Райта "Тони и Сьюзен".
Реальность и вымысел
Итак, к достигнутому среднему возрасту у Сьюзен Морроу (Эми Адамс), казалось бы, есть всё для счастья: своя художественная галерея, роскошная квартира и красавчик муж Хаттон (Армии Хаммер). Но всё это лишь мишура, скрывающая нелицеприятную реальность: галерея — надгробие на могиле юношеских мечтаний стать художницей, семья на грани разорения, да и муж давно опостылел и ходит налево. В непростой момент жизни Сьюзен получает неожиданное послание от первого мужа Эдварда Шеффилда с просьбой прочитать рукопись его первого романа под названием "Ночные животные".
И с первых же страниц Сьюзен захватывает трагическая и страшная история математика Тони Гастингса (Джейк Джилленхол), отправившегося на машине с женой Лорой (Айла Фишер) и дочерью Индией (Элли Бамбер) в загородный дом. На ночном шоссе на них нападают местные реднеки во главе с отмороженным Рэем Маркусом (Аарон Тэйлор-Джонсон). Потеряв семью, Тони пытается добиться правосудия, но это не так-то просто. Его единственная надежда на справедливость — шериф Бобби Андес (Майкл Шеннон)… Реальность и вымысел, переплетаясь в голове Сьюзен, заставляют её под новым углом взглянуть на свою студенческую юность, в которой остался чуткий и мечтательный Эдвард (тот же Джилленхол), её первая любовь. Похоже, она напрасно не поверила в его литературный талант — и именно тогда её жизнь свернула не туда…
Насилие и грусть
Режиссёр и не думает церемониться со зрителем, прямо с начальных титров оглоушивая плясками голых старух, по сравнению с которыми балет "240 тонн" — реально "Танец маленьких лебедей"! Такова беспощадная метафора буржуазного общества, к которому принадлежит и героиня. Мир, который она выбрала, насквозь фальшив, что подчеркивается работой художников, заполнивших кадры дизайнерской мебелью и гламурными костюмами, и сухой, геометрически правильной работой оператора Шеймуса Макгарви и сдержанной игрой Эми Адамс.
В противовес этой мишуре кадры читаемого романа и вызванных им воспоминаний пышут жизнью — жестокой и полной насилия в первых и светлой и полной надежд во вторых. Эми Адамс играет Сьюзен в юности искренне и убедительно, и тем ужаснее выглядит превращение, предсказанное ей властной мамашей (Лора Линни). Джейк Джилленхол очень хорош в своей двойной роли — особенно в образе героя книги, переосмысливающей старую коллизию "Соломенных псов". И просто великолепен Майкл Шеннон в роли сурового сыщика со стальными глазами, умирающего от сжигающей его изнутри то ли болезни, то ли бессильной злобы на тотальную несправедливость мира.
Том Форд мастерски ведёт три параллельных линии фильма, увязывая их воедино при помощи изумительной музыки Абеля Коженевского, то наэлектризовывающей действие нервными риффами, то навевающей светлую тоску потрясающе красивой и щемящей главной темой. Демонстративно открытый финал может разочаровать любителей эффектных концовок. Но, думается, для тех, кто смотрел фильм внимательно и разглядел не только жестокую историю физического и духовного насилия, но и грустную притчу о любви и предательстве, финал будет ясен. Жизнь не дает второго шанса тем, кто принёс любящего человека в жертву житейской суете, кто предал самоё себя, предпочтя уютный, но фальшивый комфорт болезненным, но истинным чувствам и мечтаниям.
