Библиотека


Конкурс на лучший перевод фрагмента первой главы романа Sleeping Beauties
а знаете ли вы, что…
Иллюстрации фэновВ разделе "Иллюстрации фэнов" вашему вниманию предложено более двухсот иллюстраций к различным произведениям Стивена Кинга. У вас есть возможность выставить свою оценку каждой из опубликованных работ.
на правах рекламы
цитата
Идея - что простуда. Рано или поздно кто-нибудь обязательно ее подхватит.
Стивен Кинг. "Под Куполом"
Cергей Думаков
Вселенная по Кингу


    Я не литературный критик. Я даже не специалист в библиографии, стало быть, у меня нет никаких прав писать подобные вещи. А раз вещь эта написана, то никакими претензиями она не обладает - ни на единственную верность, ни даже на определенную достоверность, поскольку то, как понимаю тот или иной факт я, вовсе не является истиной в последней интстанции. Но, как бы там ни было, раз вы читаете эти строки, вам интересно, как представляет себе один из многочисленной армии читателей Стивена Кинга его мир. Безусловно, это субъективное мнение, несмотря на вставки цитат, поэтому все возражения и дополнения только приветствуются.
    Первые работы Кинга не были взаимно проникающими. Энергия и фантазия били неиссякающим ключом, и место действия мало интересовало писателя. Как он сам нередко писал, главное в его работах - прежде всего история itself, все остальное - лишь придаток. "Долгий путь", "Ярость", большинстов первых рассказов носят достаточно абсурдистский характер, и сами герои, и место их обитания изначально обречены, виной тому - абсолютизм, глобальность этих произведений. Если бунт машин - то во всем окружающем мире, если дикая, жестокая игра - то в неимоверных размерах. Образы, появляющиеся в этих книгах, яркие и запоминающиеся, нарисованные широкими мазками. Всему этому приходит конец с началом цикла Темная Башня. Трудно сказать, что послужило толчком к этому. Возможно, это та самая гипертрофированная глобальность, а, возможно, просто очередная игра воображения. Как бы там ни было, именно после того, как был написан "Стрелок", все чаще мы стали замечать "перекрестки" в романах и рассказах. Появился городок Кастл Рок, одно из самых любимых мест писателя, появилась uncut-версия "Противостояния", романа, где впервые появляется Рэндалл Флэгг и так далее. С каждым новым романом мы осознаем единство мира Кинга: несмотря на фантастичность происходящих в них событий, города Дерри, Хэвен, Кастл-Рок живут своей жизнью, горожане судачат об этих городах, обсуждают последние события в их жизни - то есть все в мире Кинга происходит "параллельно". "Темная Башня" прогрессирует, прогрессирует и взаимосвязь. Так, Фрэнк Додд из "Мертвой Зоны", казалось бы, второстепенный персонаж, упоминается довольно часто в более поздних работах (например, на первых страницах "Куджо" и т.д.). Тэд Бомонт из "Темной половины" упоминается в "Нужных вещах" и "Мешке с костями", Пеннивайз из ОНО встречается в "Томминокерах" и в последнем романе Кинга "Дримкэтчер" и так далее. Цель всего этого - создать единую картину мэновского микрокосма(да и помимо всего, не надо изобретать велосипед - под рукой всегда есть парочка нужных персонажей, что помогает писателю не заниматься самоповторением, придумывая новых). Апофеоза это все достигает в романе "Колдун и кристалл" из серии "Темная башня", а, точнее, в послесловии к нему.
    Взаимосвязь на микроуровне превращается во взаимосвязь на макроуровне, и вот что говорит сам Кинг по этому поводу: "Я прихожу к осознанию того, что мир Роланда, по существу, вбирает в себя все прочие, созданные мною; в Срединном мире есть место для Рэндалла Флэгга, Ральфа Робертса, странствующих парней из "Глаз дракона"... ". (Кинг С.: "Колдун и Кристалл", АСТ, 1998г.)
    Вселенная Кинга замыкается на Темной Башне, а иначе и быть не могло. Для такого писателя, как он, "одного мира мало", и он обращается к игре со вселенными. Рано или поздно любой человек пытается ответить для себя на вопросы о мироздании - к писателям это относится в особенной степени. Кинг "Темной Башней" подводит жирную черту подо всем своим творчеством, и день, когда он напишет последний том этой истории, будет последним днем в его карьере. Потому что дальше - пустота. Все ответы получены, все загадки благополучно разрешены - смысла продолжать нет. Все равно что актер, снявшийся в суперблокбастере и получивший Оскара, вернется к телесериалам. Тогда возникает другой вопрос. Что же есть Макрокосм по Кингу? Как он сам представляет свою Вселенную? Он сторонник теории, которую можно выразить двустишием:

Что, если эти электроны -
Миры, где пять материков?

    В послесловии к "Стрелку" он поясняет: "Мир Роланда гибнет, потому что его Вселенная существует в одной из молекул какой-то травинки, умирающей на некоем космическом пустыре".(Кинг С.: "Стрелок". АСТ, 1997). Я только хочу добавить, что ближе к "КиК" травинка превращается в розу, растущую в нашем мире, а, точнее, в мире Джейка. Он встречает ее во время одной из своих прогулок. Вот, в принципе, и все, что мы знаем о мире Роланда. А так как он "сдвинулся с места", нарушились все законы, на которых основано сущее. Время и пространство сместилось, появилась возможность путешествовать из мира в мир, из одного измерения в другое. Погибают хранители Луча - нам показана смерть одного из них, огромного Медведя. Луч - своего рода дорога, ведущая к Темной Башне. На пересечении шести таких лучей, ведущих из одного края мира в другой, она и стоит. Башня, по образному выражению Кинга, - веретено, на котором вращаются миллионы других миров - миллионы остальных миров. В другом своем эссе, "О возможной связи...", я предположил, что Темная Башня - нечто вроде совокупности двигателя Древа Времен и самого Древа Времен, воплощающего в себе каждый вариант развития Макровселенной. Каждый вариант развития - это отросток на стволе дерева, и каждый отросток - отдельная вселенная. Допустим, пошли вы в магазин и купили молока - один вариант развития. Но вот если вместо молока вы купили кефир - это другой вариант. Тем не менее, существуют две абсолютно отдельные вселенные, различающиеся лишь тем, что в одной из них какой-то парень купил молоко, а в другой тот же самый парень купил вместо него кефир. Кинг наглядно это демонстрирует в "колдуне и кристалле", когда стрелок и компания попадают в мир "Противостояния" - автор не отрекся от него, он на самом деле существует, в какой-то Вселенной действительно произошел этот катаклизм и планета практически обезлюдела.
    Дерево ветвится постоянно, в каждый микромомент времени, и управляет этим механизмом Темная Башня. Но что-то пошло не так, что-то в механизме нарушилось, и все пошло наперекосяк, и "Противостояние", между прочим, этому подтверждение. Как и положено в мире фэнтези, высшие силы разделились. Одни встали на защиту миров, терпящих бедствие, и соответственно, помогают Роланду и его ка-тету в путешествии к Темной Башне(такие, как Черепаха, например - один из хранителей луча), другие с готовностью ухватились за идею разрушить все до основания, подписавшись под строчкой "и на обломках мирозданья напишут наши имена". К этим мерзавцам относится некто РФ, могущественный и злобный колдун, известный под именами Рэндалл Флэгг, Рассел Фарадей и множеством других, иначе говоря - Черный Человек. В последнее время его место в романах Кинга занял Crimson King- малиновый король, багряный владыка, переводите как угодно, тоже этакий ультимативный злодей, под чьим началом Эд Дипно в "бессонице" пытался взорвать мальчика, который в будущем поможет Роланду; и под чьим началом действуют мрачные и таинственные Низкие Люди в Желтых Плащах - они же ломатели Луча - жаждущие сломать те самые Лучи, ведущие к Башне, и тем самым убыстрить процесс распада Макрокосма(см. HIA). "Кримсон Кинг" упоминается и непосредственно в "Темной Башне 4", когда Роланд, Сюзанна, Эдди, Джейк и Ыш, подойдя к замку Оза, видят флаги с надписью "Глаз малинового короля". Значит ли это, что Флэгг, сидящий в этом замке, всего лишь "глаз", эмиссар Багряного Владыки? Если это так, то центральная мысль моего эссе на тему "ОНО" и "Бессоницы" оказывается неверной - там я предполагал, что Флэгг сильнее Владыки и Владыка действует под его руководством (однако, хочу заметить, это не протеворечит мысли о том, что Владыка и ОНО - один и тот же персонаж). Как бы там ни было, Кинг обещал ответить на многие вопросы по поводу Малинового Короля в новой книге - "Черный Дом", которая выходит в сентябре и по сути является сиквелом "Талисмана". Битва за Макрокосм в самом разгаре, и многие моменты - около 90% - остаются неясными. Впереди нас ждет еще 3 полноценных тома из серии "Война миров по Кингу", то бишь "Темной Башни", один "Черный дом" и Флэгг еще знает сколько романов, в которых мы будем находеть кусочки этого огромного паззла. Так что будем ждать - ждать и надеяться. А пока что - вот список книг, в которых можно найти ссылки на строение Вселенной Кинга - проще говоря, книги серии "ТБ" и к ним приближенные.

1. Стрелок: Темная Башня - I
2. Собрать троих: Темная Башня - II
3. Пустоши: Темная Башня - III
4. Колдун и Кристалл: Темная Башня - IV
5. Смиренные сестры Элурии
6. Глаза Дракона
7. Бессоница
8. Мареновая роза
9. Сердца в Атлантиде: Низкие Люди В Желтых Плащах
10. Талисман
11. Талисман - 2: Черный дом (выходит 15 сентября этого года)
12. Крадущаяся тень: Темная Башня - V (выходит ориентировочно в 2003 году)

 

случайная рецензия
Не понравилось.
1-не страшно.
2-не понятен смысл.
3-ожидал большего.
Prednizalon
на правах рекламы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ И УКАЗАНИЯ ССЫЛКИ НА САЙТ Стивен Кинг.ру - Творчество Стивена Кинга!
ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ? Напишите нам об этом!
Яндекс.Метрика