Перейти к содержимому



Рецензия С. Бережного на роман "Темная половина"


Ответов в теме: 4

#1 ged

    Стрелок

  • ШерифШериф
  • 2 571 сообщений
  • Пол: м
  • Из: Россия

Отправлено: 01 Сентябрь 2004 - 19:46:25

Сергей Бережной: Стивен Кинг. Темная половина (аннотация)

____________________________________________________________

Стивен КИНГ. Темная половина. / Пер. с англ.-- Жуковский:
Кэдмэн, 1993 (Мастера остросюжетной мистики; 4).-- ISBN
5-8574-3004-6.
____________________________________________________________

Пиратское издание одного из блестящих романов Кинга конца восьмидесятых. На языке оригинала роман вышел в 1989 году в США ("The Dark Half", издательство "Viking"). Русское издание содержит только один копирайт -- им издательство АОЗТ "Кэдмэн" и фирма "Татьяна" защитили составление, оформление и перевод книги.

Что касается перевода, то к переводчику В.Сухорукову у меня не так уж много претензий. Я заметил несколько чисто стилистических ляпов -- в основном, в прямой речи, -- и несколько откровенно небрежно сделаных кусков -- все это было бы вполне исправимо при правильной работе редактора (кстати, редактора у книги, кажется, не было -- во всяком случае, он не указан). В целом перевод вполне заслуживает похвалы.

Сам роман произвел на меня самое благоприятное впечатление. В больших вещах Кингу редко отказывает чувство меры, поэтому практически во всех его романах хватает и столь любимого читателями ощущения достоверности описанных событий, и умно выписанных характеров, и -- местами -- захватывающе динамического "киношного" действия с пролитием буквально рек
крови.

Как и во многих других романах Кинга (вспомним, хотя бы, "It"), главным действующим лицом книги является одна из его собственных литературных инкарнаций. Тадеуш Бомонт -- преуспевающий писатель, издающий великолепные (если верить Кингу) психологические романы под своим собственным именем и кровавые боевики-супербестселлеры под именем Джорджа Старка, -- решает с боевиками завязать. Для этого он должен расстаться со своим псевдонимом -- по сути, вычеркнуть из действительности человека, у которого есть биография, лицо, человека, в существование которого верят очень многие. Для вящей убедительности операция "Прощай, Джорджи" проводится с помощью журнала "People", на страницах которого появляется статья о Таде Бомонте, о двух его литературных ипостасях и о решении покончить с Джорджем Старком. Наибольший эффект на
читателей должна произвести фотография счастливо улыбающихся Тада и его жены на фоне бутафорской могилы Джорджа Старка.

Замысел приведен в исполнение. Выясняется, однако, что Джордж Старк вовсе не жаждет навсегда оставаться мертвым. На следующую ночь он вылазит из кладбищенской земли (вполне, кстати, респектабельный джентльмен, не какое-нибудь мумбо-юмбо из фильмов ужасов -- по крайней мере, поначалу) и идет разбираться со всеми, кто был причастен к его "гибели".
Следующим пунктом его программы является намерение убедить Бомонта в том, что Старк должен жить и дальше...

Символика, безусловно, элементарная: классический конфликт "сознательного" (светлого) и "подсознательного" (темного), двух "близнецов" из теории Фрейда. Ситуация, сотни раз обыгрывавшаяся в литературе. Сам Кинг это великолепно сознает и напропалую поминает всех, кто обработал эту идею до него -- начиная прямо от Стивенсона с его доктором Джекилом. Талант Кинга проявляется не в новизне выдвигаемых им идей, а, прежде всего, в том, что он умеет на привычнейшем и истертом постулате построить действительно захватывающую книгу. Он не творец миров. Он -- мастер иллюстрации. Он берет то, что уже создано кем-то и создает свою версию, свою редакцию, свой отпечаток. Причем этот отпечаток, как правило, получается гораздо более ярким, чем другие. Не то, чтобы Кинг переплюнул, скажем, Стивенсона (он на это вряд ли и претендует), но согласитесь: чтение Кинга -- занятие куда более "занимательное", чем чтение Стивенсона.

Увы! Нынче у нас эпоха коммерческого чтива. Так давайте поаплодируем авторам, которые способны соединить внешнюю занимательность с несомненной содержательностью и влить этот
коктейль в изящество хрустального бокала.

Сергей БЕРЕЖНОЙ
"Интеркомъ" #5 (1'94)
Изображение Изображение

#2 Miss-Djein

    Miss Disillusionment

  • Пользователи
  • *****
  • 1 747 сообщений
  • Пол: ж
  • Из: Россия

Отправлено: 01 Сентябрь 2004 - 20:27:08

Хорошая статейка. Впринципе я согласна с автором.

Лишь холод согреет меня, лишь тьма осветит мне путь и лишь смерть подарит мне жизнь... вновь
~.~.~


#3 Blacky

    Стрелок

  • Пользователи
  • *****
  • 895 сообщений

Отправлено: 02 Сентябрь 2004 - 10:14:26

Таким образом автор дает понять, что сам Кинг ни хрена не придумал, а только создал новый антураж на старые сюжеты? То есть, сюжетов в мире мало, и только те, кто их первый придумал - классики - а все остальное дерьмо? Так говорят только неумные или неталантливые люди.

#4 Miss-Djein

    Miss Disillusionment

  • Пользователи
  • *****
  • 1 747 сообщений
  • Пол: ж
  • Из: Россия

Отправлено: 02 Сентябрь 2004 - 20:29:38

Блеки ты не прав
Автор статьи не имеет ввиду, что Стив слизывает чьи-то идеи, наоборот он говорит о том, что он вдыхает в них новую жизнь. Не забывай, что все мы живем в едином информационном поле. Взять, например , того же Роланда. сначала был стих, а Стив вдохновленный этим написал роман и привнес в него, что-то новое и необычное

Лишь холод согреет меня, лишь тьма осветит мне путь и лишь смерть подарит мне жизнь... вновь
~.~.~


#5 MOZG

    Приходящий

  • Пользователи
  • *
  • 63 сообщений
  • Из: Москва

Отправлено: 09 Сентябрь 2004 - 22:29:49

Как говорил один ФСБшник - читайте книжки!

В "Пляске Смерти" Кинг с удовольствием анализирует все основные классические сюжеты и не стесняется признавать, что классик-идеи были им поюзаны неоднократно, в т.ч. в последствии и породило "Dark Half" (к тому же проблема самого Стива - Кинг/Бахман - очень уж хороший прототип).

PS Кинг не отрицает, что Salems Lot содран с Стокерского "Дракулы", только опять же, как писал Бережной

Цитата

чтение Кинга -- занятие куда более "занимательное", чем чтение
Стокера (ЫМХО).





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ И УКАЗАНИЯ ССЫЛКИ НА САЙТ Стивен Кинг.ру - Творчество Стивена Кинга!
ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ? Напишите нам об этом!
Яндекс.Метрика