Перейти к содержимому



Литература ХХ века


Ответов в теме: 581

#256 Kort

    КА-тет 19

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 1 242 сообщений
  • Из: Екатеринбург

Отправлено: 19 Май 2006 - 18:48:00

Роланд Дискейн (May 19 2006, 08:27 PM) писал:

...откровенно говоря, немного напрягали не самые приятные параллели с самим собой и собственной жизнью, которые всплывали в башке...
Кстати, о неприятных параллелях. Они - конечно не самое приятное, но уж точно самое полезное, что может дать литература. Узнать себя в "положительном" герое, олицетворяющем свободу, красоту или еще какую добродетель (гамазню как сказал бы Лекс :D) - это делает почти каждый, т.к. такое узнавание наполняет тебя приятнейшим чувством. Ну, скажем, "Пролетая над гнездом кукушки". Думаю у каждого кто читал/смотрел невольно взоникали параллели миежду собой и Макмёрфи - а если вдуматься, ничего хорошего в этом нет, создается какой-то идализированный образ себя, разрыв которого с реальностью может достигать самых разных размеров. Каждый может сказать "да... в герое Кизи я зунал самого себя - я тоже иду против системы, борюсь, но вот жесткий мир..." и т.д., и почему-то в последнее время подобные заявления стали вызывать во мне острую неприязнь. Другое дело, скажем, узнать себя в Билли Биббите (или узнать Билли Биббита в себе) - это требует честности и смелости и может реально повлиять на твое отношение к жизни и на саму твою жизнь. Вот.

Да, Карен, чем тебе так не мил Гарри Галлер, что ты отсноишь его к настоящим уродцам? :D :D

#257 McMurphy

    Гуру

  • Пользователи
  • *****
  • 1 509 сообщений
  • Из: Минск

Отправлено: 19 Май 2006 - 19:10:26

Дабы не создавать новый топ, пишу здесь:


Америка — родина своеобразного историко-архитектурного феномена

Америка — родина своеобразного историко-архитектурного феномена. Говорят, что у нее нет древней истории. В сравнении с большинством стран Европы или Азии, это действительно так.

Но, поскольку континент за океаном щадили разрушительные войны, в старых американских городах и их окрестностях уцелело больше, чем в иных местах Европы, домов и памятников старины, начиная с XVI-XVII вв.

Особенно хорошо сохранился начальный облик Новой Англии. Здесь можно найти дома с высокими крышами, узкие мощеные улочки, церкви прадедовского облика. Среди полей и доселе стоят загородные хоромы помещиков эпохи Карла І или Георга ІІ...

Своеобразный флер зримой городской старины влиял на американских писателей не меньше, чем темная слава пущи. Тем более, что глухой бор еще относительно недавно подступал к окраинам. Призраки прошлого, что некогда, выйдя из индейских дебрей, наводнили Салем, теперь блуждали по улицам других городов...

«Здесь тесно скученные дома с архаическими остроконечными крышами казались привидениями. Остовы их находились на разных стадиях живописного пестрого распада.

Эти дома стояли там, где извилистая набережная и старый порт, казалось, еще помнят славную эпоху колонизации, — порок, богатство и нищету...» Так Лавкрафт описывает свой родной Провиденс в штате Род-Айленд.

«Фронтоны того и гляди рассыплются, окошки крохотные, стекла повыбиты, а на фоне лунного неба торчат сводчатые верхушки полуразрушенных каминных труб.

Из близлежащих домов три уж точно сохранились еще со времен Коттона Мэзера... Половина нынешних улиц появилась к 1650 году...» А это, в изображении Лавкрафта, старый район Бостона.

Но задолго до того образ жилища незапамятных времен, мрачного, изысканного и дряхлого, создал родоначальник американского романтизма, природный бостонец Эдгар По (1809-1849 гг.). Его «Падение дома Ашеров» вдохновило многих более поздних фантастов, включая лучшего из них, Рея Брэдбери...

Слабосильный и утонченный сквайр Родерик Ашер, в видениях которого оживают герои рыцарских романов, его сестра, пораженная странной летаргией, — подходящие хозяева для ветхого дома над хмурым озером, дома, чей фасад пересечен широкой трещиной.

Сами Ашеры не преступны, они скорее жертвы злодейств, совершенных предками. Но рок карает их беспощадно: «Трещина эта быстро расширялась... налетел свирепый порыв урагана... и слепящий лик луны полностью явился предо мною... я увидел, как рушатся высокие древние стены, и в голове у меня помутилось... раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов... и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров».

На грани Космоса и хаоса...
Изображение Стивен Кинг и его герои Изображение


Судьба Полное ужасных призраков поместье, описанное Лавкрафтом в повести «История Чарльза Декстера Варда», — место богопротивных опытов колдуна XVIII века, — не рушится само под тяжестью накопленного зла, его приходится брать штурмом. «Прозвучали залпы мушкетов...

Затем оттуда, где находилась ферма Карвена, внезапно вырвалась огромная пылающая фигура, и послышались отчаянные крики пораженных страхом людей. Затрещали мушкеты, и она упала на землю... Вскоре после этого прозвучал зловещий голос, который никогда не суждено забыть тому, кто имел несчастье его услышать.

Он прогремел с неба, словно вестник гибели, и когда замерло его эхо, во всех окнах задрожали стекла». То, о чем недоговаривал По, под пером его литературного преемника обрело четкие контуры. Виллы и фермы колонистов подвергнуты вечному проклятию; ужас гнездится в них, ожидая лишь предлога, чтобы показать свои когти.

Воспаленное воображение образованных сквайров и горожан, зараженных новоанглийской мистикой, заставляет их собирать в дедовских домах библиотеки, достойные не то европейских чернокнижников Средневековья, не то их гонителей — фанатичных монахов. Вот из книжного собрания Родерика Ашера: «Рай и ад» Сведенборга, «Подземные странствия Николаса Климма» Хольберга, «Хиромантия» Роберта Фладда...

Едва ли не любимой книгой был томик in octavo*** «Директориум Инквизиториум» доминиканца Эймерика Жеронского. «А на полках у колдуна Карвена — «Каббалистический «Зохар»... «Сокровищница алхимии» Роджера Бэкона, «Ключ к алхимии» Фладда, «О философском камне», сочинение Тритемия... запрещенный и подвергнутый проклятию «Некрономикон» — книга об оживлении мертвецов, принадлежащая безумному арабу Абдулу Альхазреду»...

Символично, что, описывая злонамеренных инопланетян в рассказе «Ночное братство», Лавкрафт придает им облик (правда, маскировочный)... самого Эдгара По! Семеро пришельцев, прибыв на Землю, «надевают» на себя плоть и даже старомодные костюмы великого бостонца. Близнецы — семь По! И вправду, кто может оказаться ближе извращенному внеземному разуму, чем автор самых пугающих новелл классической поры?

Пожалуй, именно в творчестве Лавкрафта, увы, окончившего свои дни в лечебнице для умалишенных, доведено до предела, до высшего выражения присущее гуманитариям Новой Англии чувство присутствия мстительных сил, неведомых опасностей, таящихся за фасадом внешне спокойной жизни этого края, слывущего одним из самых благополучных в США. Писатель разработал целую гнетуще-мрачную космогонию, проходящую через все его книги. «Светлые» боги, вдохновители мировых религий, такие, как Осирис или Яхве, лишь временно правят Вселенной.

На грани Космоса и хаоса ждут своего часа временно изгнанные Светом боги-чудовища — Йог-Сотот, Ньярлатхотеп, слепой бесформенный Азатот; на дне океана в затонувшем городе Рьелехе дремлет колоссальный монстр Ктулху, и его тайное влияние рождает сонные кошмары у особо чутких людей по всему свету...

Богам тьмы служат расы жутких существ у далеких звезд и на черном Югготе — Плутоне, им возносят свои молитвы земные дьяволопоклонники. Однажды изгнанники вернутся, и от одного их вида окаменеют люди. Наступит конец привычного мира, великий карнавал огня и крови...

Черная мистика Новой Англии...
Изображение
Изображение

... На кирпичной стене старого склада Дорис увидела зеленую надпись «АЛЬХАЗРЕД», а ниже непонятную арабскую вязь. «То ли от игры сумеречного света, то ли от нервного истощения ей начало казаться, что стены складов склоняются над улицей, как голодные стервятники.

Окна, десятилетиями — может быть, и веками — покрывавшиеся грязью, похоже, следили за ней. А названия на вывесках становились все более странными, даже безумными, и в конце концов вовсе непроизносимыми...

На одной вывеске значилось: «КТХУЛХУ КРИОН» — а внизу опять арабская вязь. На другой — «ЙОГСОГГОТХ». Еще было «РЬЕЛЕХ». Одна вывеска особенно запомнилась ей: «НТРЕСН НЬЯРЛАХОТЕП»...

Снова полубезумный Лавкрафт? Вовсе нет. Это строки из рассказа «Крауч-Энд» ныне здравствующего (родился в 1947 году) писателя из Новой Англии, уроженца города Бангор, штат Мэн, Стивена Кинга. Мэтр, наводнивший планету своими широко известными романами в жанре horror**** и снятыми по ним кинофильмами («Сияние», «Кладбище домашних животных», «Необходимые вещи», «Оно» и т. д.), пользуясь заслуженной славой, проживает в собственном доме с женой и тремя детьми, на берегу озера в родном штате.

Но, как бы солидно и беспроблемно не выглядело бытие живого американского классика, — нет сомнения в том, что душа Кинга открыта тем же страхам и давним комплексам, что и души покойных Хоторна, По, Лавкрафта и других, менее известных новоанглийских авторов.

Можно очень много (Кинг на редкость плодовит) рассуждать о том, сколь самобытно и ярко развил он свойственную писателям края традицию помещать героев в среду маленьких, часто окруженных лесом городков. Так же, как и Лавкрафт, создавший не отмеченные на картах города Аркхэм, Кингспорт, Данвич, — Кинг в своей Новой Англии поместил Кастл-Рок, Салим...

Но, возможно, еще острее, чем автор «Ужаса в Данвиче», наш талантливый современник сумел ощутить и показать, сколь тонка «майя», пленка показного благополучия в этих городках, и какие родники древнего зла готовы забить из-под чисто вымытых улиц.

Недаром на дорогах, соединяющих, скажем, Льюистон и Аугусту, беспечных ездоков пытаются схватить ветвями хищные деревья, а городишко Рок-н-Ролл-Рай, с чистенькими ратушей, церковью, школой и кафе на центральной площади, — «тот самый Типичный Маленький Городок, в который то и дело попадают персонажи сериала «Сумеречная зона», — населяют... мертвые рок-звезды во главе с шерифом Элвисом Пресли!..

Ограничимся лишь удивлением по поводу того, насколько живучими в компьютерную эру оказались страхи Салема и как точно они отразились в творчестве фантаста, живущего через три века после Коттона Мэзера. (Кстати, Салимом зовется у Кинга городок, населенный вампирами...)

Город Ладлоу, штат Мэн, стоял на землях, некогда принадлежавших племени микмаков; более того, остатки племени бесконечно судились с правительством за спорные восемь тысяч акров. Так обстояли дела, когда в уютный белый дом за городом, у шоссе, въехал со своей семьей, женой и двумя детьми, врач Луис Крид...

Кто читал книги Кинга, наверное, уже узнал одну из самых леденящих его повестей, «Кладбище домашних животных». И вспомнил, что на кладбище, находившемся неподалеку от дома Крида, хоронили не одних собак, кошек и аквариумных рыбок. Древнейшая часть могильника, покрытая кругами и спиралями из выложенных микмаками камней, служила для совсем иных целей.

Подвергнутая то ли благословению, то ли проклятию теми самыми индейскими шаманами, перед которыми трепещут герои Хоторна и Лавкрафта, она... воскрешала зарытых мертвецов. Воскрешала — на горе живым, как то испытал на себе Крид, потерявший, а затем кощунственно ожививший сына и жену. Облепленные землей, к родному дому возвращались уже не любящие, близкие люди, а беспощадные зомби, охваченные лишь жаждой убийства...

Великолепный символ! Да почиет с миром то, что отжило. В том числе, и четырехсотлетние страхи Новой Англии, ее черная мистика.

Если нынешние владельцы этой земли прислушаются к тревожным голосам своих писателей, откроют души для добра, искупят грех предков, окончательно признав равными себе немногочисленных индейцев, — быть может, отпустит их ночной дух Вендиго, бродящий по могилам, и будет, наконец, снято проклятие коренных жителей Америки.

Спасибо за внимание!

#258 Роланд Дискейн

    Samourai

  • Пользователи
  • *****
  • 2 453 сообщений
  • Пол: м
  • Из: Ростов-на-Дону

Отправлено: 19 Май 2006 - 19:19:03

Цитата

Кстати, о неприятных параллелях. Они - конечно не самое приятное, но уж точно самое полезное, что может дать литература.
100 раз ППКС! Именно это и хотел сказать. Настоящее искусство должно проходить через душу, что-то оставлять, что-то менять в самом человеке.

Цитата

Другое дело, скажем, узнать себя в Билли Биббите (или узнать Билли Биббита в себе) - это требует честности и смелости и может реально повлиять на твое отношение к жизни и на саму твою жизнь. Вот.
Хе. Интересно, Стас, как ты думаешь, для чего нужно больше смелости: для самоидентификации с Билли Биббитом или для самоидентификации, к примеру, с лермонтовским Печориным? Ну, или пушкинским Онегиным. На мой взгляд, неверно говорить о том, что люди всегда ассоциируют себя с главными героями. По крайне мере, такими, как Печорин и Онегин. По мне, так это нужно иметь в себе смелость для того, чтобы признаться в этом. Ну, или, если не смелость, то глупый романтизм, который является незабвенным спутником неосознанного чтения литературы. Но этот этап уже пройден.

Цитата

Да, Карен, чем тебе так не мил Гарри Галлер, что ты отсноишь его к настоящим уродцам?  
Не мил? :D Где я сказал, что мне не мил Гарри? Нет, Стас, не надо договаривать за меня. :D Я сказал, что он уродец, но не сказал, что он не мил. Более того, Гарри Галлер - один из моих любимых литературных героев. В свое время про Гарри хорошо сказал сэй Сыч. Наш Степной волк (прям как я) противопоставил себя социальной системе, был противником особого духа - мещанского духа. Он возвысил себя по отношению к другим ( я уже очень давно читал, но все же помню, как он говорил о массах, кажется, там что-то про Моцарта и Гете еще было). Так вот, после всего этого представления в Магическом театре Гарри понял, что сам он - все то же мещанство, все та же система, и в нем есть все то же говно, что есть в них; Гарри понял, что сам является тем, что долгое время так упорно ненавидел. Не хочу аппелировать к таким словам, как духовное совершенствование, но нечто подобное происходит с гл.героем к концу романа. Но уже поздно. Вновь вспоминая слова Сыча, падать будет больно... А Гарри уже упал.

Именно поэтому мне "Сепной волк" куда ближе, чем та же "Сиддхартха". ИМХО, он лучше и серьезней. Хотя, СВ - проблемный роман. Сидхартха - нечто вроде буддийской притчи.

Отредактировано: Роланд Дискейн, 19 Май 2006 - 19:24:06

время - лицо на воде

#259 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 692 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 22 Май 2006 - 11:04:34

Роланд Дискейн (May 19 2006, 06:27 PM) писал:

Я уже понял, что, скорее всего, его накажут.
Более того - его поимеют B)

В переносном смысле, конечно. Фаулз все же не Сорокин.
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#260 Роланд Дискейн

    Samourai

  • Пользователи
  • *****
  • 2 453 сообщений
  • Пол: м
  • Из: Ростов-на-Дону

Отправлено: 22 Май 2006 - 12:39:36

Цитата

В переносном смысле, конечно. Фаулз все же не Сорокин.
Да кто-то может сказать мне, что это за Владимир Сорокин такой и чем он знаменит? B)
А-то везде "Сорокин, Сорокин", баяном полным себя чуйствую. B)
время - лицо на воде

#261 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 692 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 22 Май 2006 - 12:51:58

Роланд Дискейн (May 22 2006, 01:39 PM) писал:

Да кто-то может сказать мне, что это за Владимир Сорокин такой и чем он знаменит? B)
Эх, Карен, Троцкого на тебя нема B)
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#262 Агни

    I deal in lead

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 1 515 сообщений
  • Пол: м
  • Из: г. Хабаровск

Отправлено: 23 Май 2006 - 02:36:39

2 РД
В контексте дискурса твой вопрос звучит примерно как "Что за Стиве Кинг такой".

Бери и читай, это должен поробовать прочесть каждый.
Изображение

Особый цинизм

#263 Роланд Дискейн

    Samourai

  • Пользователи
  • *****
  • 2 453 сообщений
  • Пол: м
  • Из: Ростов-на-Дону

Отправлено: 23 Май 2006 - 13:05:10

Поразительно, но я вот подметил, что прочел уже 300 стр. "Волхва", а событий толком никаких. :) Очень интересны моменты с Алисон, я их вообще "глотаю". Но вот все остальное немного бледно и неясно. Что вижу пока? То, как человек бежит от самого себя и от своих чувств. И чем все закончится, как его "отымеют", жутко интересно, но вот стиль повествования размеренный и неторопливый как-то совсем не приближает к отгадке. Надеюсь, что чем дальше, тем внятнее станет. :D

Хотя вообще, произведение нравится.

Отредактировано: Роланд Дискейн, 23 Май 2006 - 13:06:21

время - лицо на воде

#264 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 692 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 23 Май 2006 - 13:48:31

Роланд Дискейн (May 23 2006, 02:05 PM) писал:

И чем все закончится, как его "отымеют", жутко интересно, но вот стиль повествования размеренный и неторопливый как-то совсем не приближает к отгадке.
Все решится на последних сорока-пятидесяти страницах, если мне не изменяет память; переход же будет довольно резким и болезненным.

Вообще говоря, где-то с полгода назад хотел перечитать - взял с полки в книжном, перелистал - и поставил обратно. Возможно, сейчас он у меня бы и вовсе не пошел, но воспоминания от процесса чтения остались неплохие.
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#265 Kort

    КА-тет 19

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 1 242 сообщений
  • Из: Екатеринбург

Отправлено: 29 Май 2006 - 17:19:04

Vagabond (May 17 2006, 05:23 PM) писал:

Kort (May 13 2006, 08:34 PM) писал:

Может, время еще не пришло.
Может, и не придет :D
Ваг, а ты читал что-нибудь из Кафки?

#266 Kort

    КА-тет 19

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 1 242 сообщений
  • Из: Екатеринбург

Отправлено: 29 Май 2006 - 17:28:12

Роланд Дискейн (May 19 2006, 10:19 PM) писал:

Хе. Интересно, Стас, как ты думаешь, для чего нужно больше смелости: для самоидентификации с Билли Биббитом или для самоидентификации, к примеру, с лермонтовским Печориным? Ну, или пушкинским Онегиным.
Ну конечно с Онегиным! Тебе разве в школе не вдалбливали что несмотря на всю свою порочность, холодность, противоречивость (список зависит от уровня красноречия преподователя) Онегин - высоко развитая духовная личность, независимая от общества т т.д. и т.п.? Я как раз и говорил о романтическом ореоле, присущем персонажам-бунтовщикам, который делает таким легким отождествление себя с образом "борца против системы" в то время как на самом деле чел может быть Билли Биббитом. Короче забей :) . А вообще, самоидентификация - зло! :D

#267 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 692 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 29 Май 2006 - 17:32:34

Kort (May 29 2006, 06:19 PM) писал:

Ваг, а ты читал что-нибудь из Кафки?
Пробовал - но понял, что с Кафкой мне не по пути.

Ниасилил, проще говоря. Есть несколько авторов, которых я физически не переношу. Кафка - в их числе.

А насильно впихивать в себя невкусное чтиво только ради галочки - прочел, мол, "плавали-знаем" - считаю бессмысленной потерей времени, что дает сто очков вперед сидению на форуме :D
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#268 Kak_Trotsky

    кхуман

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 5 983 сообщений
  • Пол: м

Отправлено: 29 Май 2006 - 17:36:06

Цитата

Ниасилил, проще говоря. Есть несколько авторов, которых я физически не могу читать. Кафка - в их числе.
Ваг, неужто у тебя и Фёдор Михалыч Достоевский в "чорном списке"? :) :D
Кругом тоска зеленая, если только вы не получаете удовольствие от охоты на сброшенных в выгребную яму парализованных лебедей

#269 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 692 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 29 Май 2006 - 17:54:29

Kak_Trotsky (May 29 2006, 06:36 PM) писал:

Ваг, неужто у тебя и Фёдор Михалыч Достоевский в "чорном списке"? :D :)
Федор Михалыч у меня вообще вне всяких списков :)

Тургенев, Бунин, Паустовский, Чехов, Набоков, Булгаков - ну и хватит, пожалуй. Достоевского я с удовольствием оставлю японцам - они-то от него без ума, бродят по лабиринтам загадочной русской души, панимаешь...
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#270 Kak_Trotsky

    кхуман

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 5 983 сообщений
  • Пол: м

Отправлено: 29 Май 2006 - 17:58:49

И это правильно! :)

Кто читает "Горменгаст" - завтра Родину предаст! :D
Кругом тоска зеленая, если только вы не получаете удовольствие от охоты на сброшенных в выгребную яму парализованных лебедей





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ И УКАЗАНИЯ ССЫЛКИ НА САЙТ Стивен Кинг.ру - Творчество Стивена Кинга!
ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ? Напишите нам об этом!
Яндекс.Метрика