Перейти к содержимому



Современная русская литература


Ответов в теме: 776

#1 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 691 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 27 Январь 2005 - 14:22:14

Пробежался по нескольким темам, и заметил следующее.

В этой есть упоминание об Людмиле Улицкой, да и не только. В Impressions'04 многие читают книги наших авторов наравне с зарубежными. Вот я и подумал - почему бы не свести все эти темы в одну ;)

Возможно, получится сборная солянка; но эта самая солянка - очень вкусная штука, почему бы не попробовать :D

Почему-то хочется начать с обсуждения Голово[ломки]. В свое время этот роман сильно меня задел. Я пока намеренно воздержусь от рецензии, хочется выслушать ваше мнение.

Да и по другим авторам - не меньше.
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#2 ork

    Призрак

  • Пользователи
  • ****
  • 466 сообщений
  • Из: Антарктида

Отправлено: 27 Январь 2005 - 15:23:49

Ничего кроме Виктора Пелевина не читал. Следовательно, современная наша литература мне не знакома. Поэтому с удовольствием прочитал бы любую рецензию, чтобы составить о ней представление.

#3 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 691 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 27 Январь 2005 - 15:59:48

Ну, это уже хорошо. Пелевин - своеобразный писатель, едкий социальный сатирик и завзятый каламбурщик, любитель мистификации и эзотерики ;) Так что знакомство с ним уже дает некоторое понятие о современной литературе.

Ork, спасибо за доверие, но хочется сначала выслушать чье-то мнение о какой-нибудь книге.
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#4 McMurphy

    Гуру

  • Пользователи
  • *****
  • 1 509 сообщений
  • Из: Минск

Отправлено: 30 Январь 2005 - 17:29:39

Стогоff!
Прочел сам, после рекомендации прочло еще человек пять-шесть. Все довольны.
Советую и Вам!

#5 Дженни-потрошительница

    Мастер

  • Пользователи
  • ****
  • 395 сообщений
  • Из: Город на реке Белой

Отправлено: 30 Январь 2005 - 23:17:23

Если говорить о современной литературе - в моем случае это Дашков, которого рекомендовали на этом формуе. Ну еще я фэнтези читаю, но вот рекомендовать ничего не буду, а то тут фэнтези не очень любят.

#6 Bob

    Подмастерье

  • Пользователи
  • ***
  • 200 сообщений

Отправлено: 31 Январь 2005 - 00:51:21

Весной купил за рубь журнал "Знамя"(уцененка), а там некий Леонид Зорин с романом "Трезвенник". Сейчас в инете нашел ссылку на этого писателя, как оказалось он еще и автор "Покровских ворот"( где же я слышал это слово сикамбр?). Он уже старенький, но юмор у него легкий и приятный. Роман про жизнь(ужасы и ягодичный юмор отсутствует напрочь), уточняю на любителя (наверно относительно взрослого): http://magazines.rus...01/2/zorin.html

#7 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 691 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 14 Февраль 2005 - 19:41:27

Эх, завял что-то топик...

Может, открыл я его не на том сайте :blink: :D

Где же вы, поклонники русской литературы 1990-2000-х? Неужели все читают только "Код да Винчи" да "Волхва", "Порно" и "Кок'н'булл"?

А-у-у-у-у-у!
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#8 Enamel

    Мастер

  • Пользователи
  • ****
  • 409 сообщений
  • Из: С-Пб

Отправлено: 14 Февраль 2005 - 22:46:20

Я в общем-то не в курсе, какая например,стоящая русская литература написана с 1990х по 2001? Ну, кроме, Улицкой и Пелевина?
Я как-то из русской литературы этих годов выборочно читала что-то, сейчас не вспомню.
Ты сам расскажи, что читал...

#9 Derri

    Стрелок

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 767 сообщений
  • Из: Пермь

Отправлено: 15 Февраль 2005 - 00:02:28

Действительно, не дадим топу умереть! :D
Раз уж зашел такой разговор, признаюсь: я почти ничего ни читала из современной русской (российской) литературы. Почему-то не вызывала у меня никогда особого доверия вереница авторов, освободившихся наконец-то из под "теплого", удушающего крыла советской цензуры.

Например, рассказывали мне тут про рассказ какого-то писателя, кажись, Владимир Сорокин его имя (надеюсь, я его ни с кем не перепутала ;) ). Так вот у него рассказ есть – описание пейзажа, а потом мужчина на лоне природы, пардон, сходил по-большому, а мальчик за ним всё это дело съел. :D Ну, в общем, передаю с чужих слов, однокурсница рассказывала, но после ее слов охота читать данного автора у меня пропала навсегда. А его еще и проходят в Универе! Хотя, может, я не права, конечно, нельзя чего-то говорить о писателе, не прочитав книги.

Так вот, о том, что я читала, и соответственно, смогла составить свое мнение.
Петрушевская подойдет? :blink: Впрочем, сегодня я ни о чем другом написать всё равно не в состоянии. ;)

Бралась за чтение книги я с некоторым скепсисом (причины см.выше), однако Петрушевская меня не разочаровала, наоборот, потрясла. «Время ночь». Эмоциональное впечатление просто ошеломляющее, тяжелое и гнетущее.
Некоторые говорят, что изображена там глухая советская действительность, уже давно благополучно похороненная на кладбище социализма, а наша жизнь ушла вперед и всё, описанное Петрушевской вроде как не актуально… Но на самом деле ничего не ушло, все живо: и нищета, и пустые холодильники, и интеллигенты, пытающиеся сохранить свое достоинство в грязи и унижении, главное - человеческие отношения, те самые пресловутые «вечные ценности», которые под прессом этой искаженной жизни и сами извращаются, прямо таки мутируют и приобретают подчас крайне уродливые формы. «Кривая семья».

В общем, не зря критики называют произведения Петрушевской «Эпосом обыденности». Ничего нового, всё узнаваемо. Люди, долгие годы теснившиеся на жалком клочке жилплощади, погрязшие в склоках и скандалах. Даже не замечающие, что топят свою любовь в пучине ненависти. И ненавидят-то они вовсе не друг друга, а эту проклятую неустроенность и вечную нищету, которая безжалостно давит их искреннюю привязанность друг к другу и теплые человеческие порывы. Унижение бесконечного безденежья, а как следствие – голод, теснота, невозможность помочь самому родному человеку. Все это вызывает в них горечь и озлобление.

Позволю себе небольшое отступление. :D Видела на каком-то форуме следующее высказывание: «А что может быть поучительного для меня в этой книге? Научиться ненависти? Разрушению жизни даже самых близких родных? Потере собственного достоинства? Полному нежеланию что либо делать, работать, наконец; только выпрашивать жалкие подачки ценою самоуважения, разрушения психики ребенка, ценою жизни несчастной бабки, гниющей в приюте (впрочем, она-то возможно, и заслужила), научить предательству? Спасибо! Мне омерзительны все герои этой книги и язык изложения, если это «великая писательница современности» - мои соболезнования. Совершенно жуткие ощущения. Ведь это не вымышленные «ужастики». После такого просто жить не хочется, и если наша жизнь такова, то проще повеситься».

И знаете, действительно, я, когда читала, то тоже часто думала, что «проще повеситься», чем так жить. И все же не могу я до конца со всем этим согласиться.
В общем, там героиня-повествовательница нищая поэтесса, постоянно голодает, воспитывает маленького внука, водит его к знакомым «на прокорм». И для знакомых она как бельмо на глазу. Как вечный укор. Ее бывшие друзья сами далеко не богачи, хотя и особо не бедствуют. Но также считают каждый кусок, съеденный маленьким Тимошкой и даже благодушно допускают, чтобы гостья за их столом пила чай, отщипывая хлеб из своего кулька; кусок, который она принесла с собой, чтобы не терзаться муками голода за чужим столом.
Они задают гостье неприятные вопросы с одной лишь целью – чтобы она забыла дорогу к их дому. Вовсе не потому что она их объедает, нет, просто ее крайне редкие визиты раз в два месяца (заходить чаще совесть не позволяет) нарушают их покой. Ведь в жизни достаточно и своих проблем, совсем не хочется взваливать на свои плечи еще и чужие. Видеть, что кому-то живется еще хуже, чем тебе, и чувствовать себя виноватым за свое благополучие. Знаешь, что человеку надо помочь, хочется считать себя чутким и отзывчивым к чужому горю, но собственные интересы всегда перевешивают, и противно становится от самого себя. Никому не хочется признавать, что он – жадный и черствый человек, а умоляющие взгляды просительницы лишь напоминают о своем ничтожестве и несостоятельности.

Утратила ли Анна свое достоинство, так ценимое ею? Она водит внука на прокорм к знакомым, тихонько складывает в сумку бутерброды с маслом для него же, но гордо отказывается от шоколадных конфет, которыми Тиму угощает женщина. «Мы не нищие! Тимины глаза переливаются, как чистой воды бриллианты, все выпуклее и выпуклее. Сейчас скатятся эти слезы, нищие слезы. Он отвернулся. Он стыдится своих слез, молодец! Так просыпается гордость!». В этом – философия ее жизни. Сама она отказывается от всего и никогда не просит ничего для себя, только для внука, для детей. Лишь для них она может поступиться своей гордостью (а уж чего ей это стоит!). Но вынужденная быть просительницей, она не отпускается до откровенного унижения.

#10 Derri

    Стрелок

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 767 сообщений
  • Из: Пермь

Отправлено: 15 Февраль 2005 - 00:05:56

ПРОДОЛЖЕНИЕ :D

И умудрилась ведь не растерять сочувствия к другим людям, не сумела стать жесткой и безразличной. В издательстве она зарабатывает жалкие копейки, сочиняя письма с отказами для новых авторов. Сама полупризнанный поэт, так и не сумевший издать свою книгу, Анна не может отделаться сухими шаблонными текстами, как делают другие; нет, бессонными ночами она создаёт «произведения искусства разового потребления», усматривая за каждой рукописью живого человека. Она помогает на улицах прохожим, радуюсь, что одним спасенным человечком на свете стало больше, но подчас вынуждена быть жесткой к собственным детям. И проклинает их, бывало, и на порог не пускает, но вовсе не от ненависти. :blink:
В душе-то ее находится место для огромной, безбрежной любви к детям и внукам. «Я плотски люблю его (Тимошу), страстно»- признается она. Сердце ее – сгусток безграничной нежности и … боли. Боли за родных ей существ, которых она хочет уберечь от страдания, но не может. Часто она отказывает им в помощи не от безразличия, а от невозможности что либо изменить. Злобу в ней вызывает именно бессилие перед жестоким миром, беспомощность перед бытовыми обстоятельствами.
«Я, голодая перед приездом из колонии моего единственного любимого сына, экономя на всем, кипятила себе воду в кастрюле, пустую чистую воду, и ела чай с хлебом на ужин, завтрак и обед, тюремную еду. Раз он там так, я здесь тоже так».
Вечное материнское самопожертвование. Не столько даже отказ от еды, она слишком привыкла обходиться без нее (в нынешние времена она «полнеет от стакана чая»), а духовное изматывание себя – бесконечная растрата физических и моральных сил, горькие мысли и отчаянные попытки выжить не только самой, но и вытащить из пучины детей, оградить от бед.

А вот детки ее, не способные сами расплачиваться за свои ошибки, постоянно пытающиеся взвалить на плечи матери очередную тяжелую ношу, вызывают во мне очень противоречивые чувства. ;) Постоянное материнское самопожертвование они всегда воспринимали как должное.
Андрей, не сумевший оправиться после тюрьмы, шантажирующий своих дружков тем, что один отсидел за них всех, неустанно трясущий деньги с матери, и без того голодающей. Несостоявшаяся личность, человек, раздавленный обстоятельствами, который не может найти в себе силы и желание жить дальше. Он просто ни к чему не стремится, предпочитает плыть по течению и перебиваться случайными подачками, запивая свою неудавшуюся жизнь горьким зельем. Он любит вызывать у других сочувствие, но вот жалеет ли он мать, заставляя ее взваливать на свой горб сыновью тяжкую судьбу и неприятности? Да, скорее всего он прекрасно понимает свою несостоятельность и чувствует вину перед матерью, но, видимо, ему удобнее об этом «забывать».

Алена же тяжело переживает: «Господи, какая грязь, в какую грязь я окунулась, Господи, прости меня. Я низко пала». Зачем? Ищет любви и идеала, которые, она надеется, защитят от убогости ее существования… Искания ее заканчиваются случайными непродолжительными связями с мужчинами и запоздалым отвращением. Настолько совестливая и щепетильная, что после ночи с женатым мужчиной, который утром торопливо выпроваживает ее за дверь, забирает грязную простынь… и заботливо отстиранную и оттутюженную, возвращает обратно. Однако не стесняется взвалить на плечи матери Тимошу, требовать деньги и обвинять во всех грехах, а потом, родив еще двоих детей, привести их всех к той же Анне Андриановне. Мать вынесет любую ношу.
Алене хочется жить, искренне любить, быть счастливой. И она не хочет, не может принять то, что ее жизнь зависит от бытовых обстоятельств (даже от количества съеденных котлет). Нужда приносит в жизнь разрушение, мешает строить отношения с мужем, с братом, с матерью. Власть нищего быта оказывается слишком сильной. «Она смотрит на меня спокойно-спокойно, вся взбеленившись, и вдруг начинает плакать: - Не-на-вижу! Господи, не-на-вижу! Я хотела ее обнять и заплакать, но она отпрянула. Так у нас протекала жизнь. Она билась из последних сил».
Она плачет от бессилия, от усталости, от невозможности строить жизнь по своему желанию, от несбыточности желаний. Как бы не хотелось избавиться от власти обстоятельств, девушка (да и все остальные) вынуждены существовать в тесных рамках своего быта, от которого никуда не деться.

А вот Анне, привыкшей к ударам судьбы, при каждом новом несчастии, старое, наполненное горестями существование, кажется уже тихим приютом. Как непритязательно человеческое бытие, какое свойство ко всему приспосабливаться! ;) Она не может отправить дряхлую, потерявшую рассудок мать в интернат, где старики мрут как мухи. И лишь забрав ее из больницы, понимает, что не имеет права привносить в дом, куда пришла бедная, многострадальная, но дорогая ей дочка Алена с детьми, старческое зловоние и безумие: «Мне самой-то надо уйти. Закон. Закон природы. Старое уступает место молодым, детка».

Бесконечно уставшая от жизни, измотанная, она удивляется, как еще не сошла с ума в своей жестокой жизни, она боится, что когда-нибудь просто погибнет, раздавленная тяжелым прессом нищеты, но знает, что не имеет права оставить обожаемого внука Тимошу. Кто его спасет, если не она? Она и умереть-то себе позволила лишь тогда, когда Алена забрала таки у нее своего сына, уведя своих птенцов неизвестно куда.
Как бы не велика была ее любовь к близким, и она разбивается… нет не разбивается, ее любовь и преданность близким не сломить… но отступает вглубь под натиском обстоятельств. С первых же страниц между строк сквозит какая-то обреченность. Читаешь и понимаешь, что, по сути, выхода-то нет. Это не временное испытание, которое надо пережить. Это постоянный цикл жизни этой семьи, круговорот, повторяющийся из поколения в поколение. Нищета здесь в крови, чувство голода – в генах.

Поэтому, когда Анна Андриановна приходит в безмолвную квартиру, строя в жуткой тишине страшные догадки о смерти дочери и внуков, я даже ничуть не удивилась. Почему-то мне тогда показалось, что это единственный логичный выход из замкнутого круга. В каком-то священном трепете, с горечью, с тоской я читала о таблетке, растворенной для маленького в молоке, о четырех гробах, о мертвых волосах, которые будет трепать живой ветер… Рассуждения героини о том, как она осилит такие похороны, о муках сына и… как мне показалось, об избавлении. Вот теперь свободна, но… жить ей уже незачем. Ведь всё ее существование только и держалось на тоненьком волоске ответственности за близких, только эти изматывающие её заботы, как ни странно, и поддерживали ее жизнь.

Она медлит… в мыслях уже прокрутив и похороны, и все последствия поступка дочери, страшится узнать о том, что это может оказаться правдой. Что дети, в отличие от Алены ни в чем не виновные, не успевшие еще совершить собственных ошибок, расплачиваются за неспособность их, взрослых, победить в извечной борьбе с жизнью. Увидев, что Алена увела с собой деток, она успокаивается («важно, что живые ушли от меня»)… Вместе с тем пришло и опустошение. Не для кого больше жить. Анна просит всех их простить ее, простить за что? Остается только догадываться. За то ли, что она многострадальная, дала жизнь им, многострадальным? За то ли, что пусть и выбиваясь из сил, не смогла уберечь их от жестокости. За то ли, что она обретает покой, а их оставляет на мучения? За то ли, что бросает свою тяжкую ношу и оставляет ее им?

P.S. Я очень извиняюсь за эту дикую по размерам рецензию. Просто понесло меня чего-то, а когда написала, удалять стало жалко. :D

#11 izida

    убедившаяся что клоунов на ее век хватит

  • Пользователи
  • *****
  • 4 470 сообщений
  • Пол: ж
  • Из: город яблок ))

Отправлено: 15 Февраль 2005 - 06:34:50

Рецензия великолепная , но мне кажется ты сама себя измотала чтением всей этой чернухи , ты человек - светлый и щедрый , но побереги силы , они тебе ещё пригодятся :blink: :D Петрушевская - самый натуральный вампир.ИМХО.Терпеть ненавижу ....
путь человека - от пелёнки зловонной до смердящего савана

я устал от войны и всех дважды сказанных шуток ©

#12 Derri

    Стрелок

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 767 сообщений
  • Из: Пермь

Отправлено: 15 Февраль 2005 - 18:52:25

Да, Изида, ты права абсолютно. Не знаю, как остальные книги Петрушевской, читала только одну, и мне ее хватило выше крыши. ;) Очень тяжко всё это читается, и на душе во время прочтения было гадостно-прегадостно. Действительно «книга-вампир», вытягивает из читателя все светлые чувства и позитивные мысли, оставляя лишь какое-то опутошение и ненависть к жизни, ломает что-то внутри. :)

Но, имхо, хотя бы раз такое прочитать надо. Ну, хотя бы чтоб понять, что у нас все не так плохо, ;) бывает много хуже. Я потратила на прочтении этой книжки ровно один вечер своей жизни, закончившийся жутким депрессивным состоянием, но не считаю время, ушедшее на прочтение, потраченным зря. Это, знаешь, как катарсис: сострадая и сопереживая, человек сам опускается в темные бездны ада, хотя, возможно, ему совсем туда и не хочется. :) Но, пройдя через ад, сам очищается и обновляется. Мне кажется, я прошла через что-то подобное. :) Но в больших дозах такие произведения читать нельзя, все жизненные соки высосут. :)

#13 Vagabond

    пассажир "жёлтой стрелы"

  • ВетеранВетераны
  • *****
  • 12 691 сообщений
  • Пол: м
  • Из: москва

Отправлено: 15 Февраль 2005 - 18:59:41

Дерри, чудная рецензия, с цитатами и анализом; к тому же четко видно, что ты пропустила все переживания героев через себя.

Жаль, нет времени написать больше именно сегодня, пора домой. Завтра обязательно что-нибудь черкну - рецензию или отзыв :lol:
смрт нзбжн

inter urinas et faeces nascimur

#14 McMurphy

    Гуру

  • Пользователи
  • *****
  • 1 509 сообщений
  • Из: Минск

Отправлено: 05 Март 2005 - 01:27:51

2 Vagabond: уже завтра! :ph34r:

2 ол: Кто-нибудь последовал моему совету насчет Стогова, или без моих ..... советов уже читал?
Хотелось бы немного перетереть с кем-нибудь творчество этого автораИзображение

#15 Jogurt

    Литературное объединение "Тьма"

  • Пользователи
  • *****
  • 1 129 сообщений
  • Из: Сочи, Тверь

Отправлено: 05 Март 2005 - 19:49:05

Мне Акунин понравился (приключения Фандорина).





ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ САЙТА ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО С РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРОВ И УКАЗАНИЯ ССЫЛКИ НА САЙТ Стивен Кинг.ру - Творчество Стивена Кинга!
ЗАМЕТИЛИ ОШИБКУ? Напишите нам об этом!
Яндекс.Метрика